Публикатор Публикатор

«Назад

Рациональное питание детей в детских коллективах

Рациональное питание детей в детских коллективах

Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма, оказывает существенное влияние на иммунитет ребенка по отношению к различным заболеваниям, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному нервно-психическому развитию.

Основными принципами при разработке рационального питания детей и подростков являются:

- соответствие энергетической ценности рациона суточным энергозатратам;  

- соответствие химического состава, энергетической ценности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма;

- сбалансированное соотношение питательных веществ в рационе;

- использование широкого ассортимента продуктов;

- замена недостающих продуктов рациона только равноценными, особенно по содержанию белков и жира;

- правильная кулинарная технологическая обработка продуктов в целях сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических
свойств  приготавливаемых блюд и высокой усвояемости питательных веществ;

- строгое соблюдение режима питания.

Одно из условий рационального питания – правильно составленное меню. Пищевой рацион детей и подростков должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.

Основу меню составляет действующий набор продуктов, утвержденный для каждого типа детского и подросткого учреждения. Продукты, которые должны быть в рационе ежедневно (мясо, рыба, молоко, масло, хлеб, овощи), другие (сметана, сыр, яйца, творог) – не каждый день, однако весь полагающий набор продуктов в течение 7-10 дней должен быть полностью реализован. Меню должно быть разнообразным. В течение дня и последующие 2 дня блюда не должны повторяться.

В состав пищи ребенка (так же, как и взрослого человека) входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. Все составные части пищи должны содержаться в рационе в достаточном количестве и правильном соотношении. Недостаток или избыток одного из веществ ведет к нарушению развития организма в целом.

Большое значение в развитии организма ребенка имеют белки пищи, так как они служат основным источником построения белков тканей. Усвоение белков организмом происходит путем их расщепления в желудочно-кишечном тракте до аминокислот, которые затем всасываются в кровь и поступают во все ткани и клетки организма. Наибольшее количество незаменимых, жизненно важных аминокислот содержится в белках молока, творога, мяса, рыбы, яиц, сыра, поэтому такие продукты являются весьма ценными для растущего организма. Недостаток белков в питании ведет к глубоким изменениям в различных органах и тканях.

Жиры служат в основном для покрытия энергетических затрат организма. Важна их роль в обеспечении нормального состояния иммунитета и как источника жирорастворимых витаминов А, D, K, E. При недостаточном содержании жиров в организме эти витамины плохо усваиваются.

Главная функция углеводов – это снабжение организма энергией. Основными источниками углеводов являются продукты растительного происхождения: сахар, хлеб, крупа, картофель, фрукты, овощи.

Большую роль в питании детей играет правильное соотношение пищевых веществ, входящих в рацион. Установлено, что для детей старше года наилучшим считается отношение белков, жиров и углеводов как 1:1:3 или 1:1:4. При нарушении этого соотношения питание даже высокое по калорийности будет плохо усваиваться.

Питание детей в детских яслях-садах и детских садах должно быть полноценным, разнообразным по составу продуктов, полностью удовлетворять физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи) первое, второе блюдо, напиток (кисель или компот), полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочным или кондитерским изделиями без крема. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки.

В дошкольных учреждениях с 12-часовым пребыванием, для того чтобы соблюдать физиологические интервалы между приемами пищи, дети должны получить 4-разовое либо 5-разовое питание. Один из вариантов включает в себя завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин, в другом два приема пищи объединяются (полдник и ужин) и дети получают уплотненный полдник.

Поскольку в детском дошкольном учреждении объединяются два возрастных контингента детей (в яслях до 3 лет и в детском саду от 3 до 7 лет), следует предусматривать возрастную дифференциацию в питании. При составлении меню-раскладки для яслей и для детского сада выписываются разные количества продуктов на одного ребенка, планируются различные порции и суточный объем блюд.

Питание школьников требует самого пристального внимания. Объясняется это, во- первых, своеобразием возраста- продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, становления нервно-психической сферы и др. Во-вторых, современное школьное обучение характеризуется высокими умственными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами, что также обуславливает особую важность для школьников полноценного питания.

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. В общеобразовательных учреждениях для учащихся должно быть организовано 2- разовое горячее питание, для групп продленного дня дополнительно необходимо организовывать полдник. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюла и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и третье блюдо (напиток). В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.