Публикатор Публикатор

«Назад

О воздействии физических факторов, в том числе шума, на здоровье населения

О воздействии физических факторов, в том числе шума, на здоровье населения

Основное воздействие на санитарно-эпидемиологическую обстановку при эксплуатации источников потенциально опасных физических факторов неионизирующей природы оказывается на территории жилой застройки и в жилых зданиях.

За 10 месяцев 2017 года в Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило 65 обращений (6,4%) на воздействие физических факторов. Наибольший удельный вес составляют жалобы на шум. Основными из них являются жалобы жителей, проживающих на 1-х и 2-х этажах жилых домов, на акустический дискомфорт от систем вентиляции и холодильного оборудования предприятий сферы обслуживания, торговли, общественного питания (встроенных или пристроенных к жилым домам), на шум от звуковоспроизводящей аппаратуры, шум и вибрацию при работе отопительного оборудования в жилых домах.

Шумы оказывают вредное действие на организм человека. Вредность шума зависит от многих факторов, а именно: уровня интенсивности шума, спектрального состава, продолжительности и распределения шума в течение рабочего дня, общей продолжительности действия шума в течение жизни и состояния организма. Шум оказывает на человека вредное влияние, которое при длительном воздействии в значительной степени зависит от уровня громкости воспринимаемых шумов.

Постоянное воздействие сильного шума может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе негативному влиянию на органы слуха и, особенно на нервно-психологическую деятельность организма. В целом вредные действия шума на человека ведут к общей усталости организма, а при длительном воздействии — к преждевременной старости. Как следствие уменьшается производительность труда и общий объем производимой работы. Шум приносит вред человеку при физической работе, особо при работах, требующих сосредоточенного внимания, и особенно большой вред он приносит при умственном труде.

Причинами повышенного уровня шума, создаваемого указанными источниками, служит недостаточность шумозащитных мероприятий на стадии проектирования, монтаж оборудования с отступлением от проектных решений без оценки генерируемых уровней шума и вибрации, неудовлетворительная реализация шумозащитных мероприятий на стадии ввода в эксплуатацию, размещение оборудования, не предусмотренного проектом, а также неудовлетворительный контроль за эксплуатацией оборудования.

По выявленным в ходе надзорных мероприятий, с применением инструментального контроля, нарушениям, где установлены превышения гигиенических нормативов, даны предписания об устранении нарушений. Исполнение предписаний находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Курганской области.

Управление доводит до сведения заинтересованных граждан то обстоятельство, что большинство вопросов защиты от шума, юридически не входит в компетенцию учреждений  Роспотребнадзора. Согласно п. 1.19 МУК 4.3.2-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется, и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:

- естественными и случайными явлениями;

- поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);

- подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой сигнализации;

- аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;

- обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;

- проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);

- проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.

В Зауралье действует Закон Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», согласно которому: «Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23.00 до 7.00 часов следующего дня (выполнение в квартире работ или совершение действий, создающих повышенный шум или вибрацию, использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, в киосках или павильонах, на балконах или подоконниках при открытых окнах, громкое пение и воспроизведение музыки, непринятие водителем мер по отключению сработавшей звуковой охранной сигнализации автомобиля, иное нарушение тишины и покоя граждан), за исключением спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, поддержанием функционирования жизнеобеспечивающих объектов, в случае, если эти действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 рублей до 4000 рублей; на должностных лиц - в размере от 4000 рублей до 6000 рублей; на юридических лиц - в размере от 6000 рублей до 8000 рублей.

Следовательно, при нарушении тишины и покоя в указанный выше промежуток времени, граждане вправе обратиться в полицию (к своему участковому инспектору).   

Для привлечения гражданина к ответственности за нарушение тишины в ночное время не требуется фиксации шума. Достаточно показаний свидетелей на шум в ночное время.

К нарушителям покоя граждан орган местного самоуправления может принять меры согласно ст.293 ГК РФ: «если собственник жилого помещения…систематически нарушает права и интересы соседей, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения». Если права и интересы соседей продолжают нарушаться готовится исковое заявление. Суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

 Кроме того, граждане вправе самостоятельно, без посредников, осуществить защиту своих прав, путем обращения с иском в суд. Указанное право предоставлено собственниками жилых помещений в многоквартирных домах ст.11 Жилищного кодекса РФ, статьями 11 и 14  ГК РФ. Рекомендуем указанный способ защиты своих прав, который  является наиболее эффективным (решение суда является обязательным, его неисполнение влечет ответственность вплоть до уголовной).