Публикатор Публикатор

«Назад

Итоги защиты прав потребителей в 1 полугодии 2017 года

Итоги защиты прав потребителей в 1 полугодии 2017 года

Управлением Роспотребнадзора по Курганской области за 6 месяцев 2017 года проведено 435мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей.

В структуре  проведенных контрольно-надзорных мероприятий основную долю составили проверки в сфере торговли (82,7%), в сфере оказания образовательных услуг (5,5%), на прочие виды деятельности (финансовые, транспортные, жилищно-коммунальные, туристические и др.) пришлось 11,8%.

По результатам надзорных мероприятий, в отношении виновных лиц составлено 474 протокола об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения административных дел, в том числе по материалам,  поступившим из правоохранительных органов, вынесено 469 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 1768,7 тыс. рублей. 

В 2017 году увеличилось количество нарушений прав потребителей в сфере оказания платных образовательных услуг. В первом полугодии проведено 24 надзорных мероприятия (в 2016 году - 25), при этом выявлено 52 нарушения требований действующего законодательства (29 в аналогичном периоде прошлого года). Составлено 11 протоколов об административных правонарушениях. Наложено административных штрафов на сумму 11,9 тыс. рублей.

Особое внимание в деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей, по-прежнему отводится разделу работы с обращениями граждан. 51,5% от общего числа поступивших обращений (1311) приходится на обращения, касающиеся нарушения прав потребителей.

Основная доля поступивших письменных обращений приходится на сферу торговли (42,7%), сферу оказания жилищно-коммунальных услуг (17,6%), деятельность на финансовом рынке, в сфере оказания транспортных услуг и услуг связи (по 6,3%).

Несмотря на  принятие в 2013 году Постановления Правительства РФ №493 от 11.06.2013 года «О государственном жилищном надзоре», которым практически все полномочия (за исключением судебной защиты прав потребителей) переданы на уровень субъекта, число обращений граждан в сфере ЖКХ в Управление снизилось незначительно, потребители продолжают обращаться по вопросам, не отнесенным к компетенции Роспотребнадзора. Такие обращения перенаправляются в Государственную жилищную инспекцию Курганской области.

В 1–м полугодии 2017 года продолжает снижаться доля обращений на нарушения прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг. Так, в 2015 г.  доля жалоб на нарушения при осуществлении деятельности на финансовом рынке составляла 13,5%, в 2016 г. – 9,5%, в 1-м полугодии 2017 г. – 6,3%.

Снижение числа жалоб граждан в сфере финансовых услуг объясняется тем, что ежегодно Управлением в целях повышения уровня потребительской грамотности населения при постоянном взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями потребителей, СМИ проводится большая просветительская работа среди населения. области в указанной сфере:

Так, Роспотребнадзор является участником проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», такж Управление принимало участие во Всероссийской программе «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», которая проводилась  Департаментом образования и науки Курганской области в 2016 – 2017 уч.г. на базе образовательных организаций среднего и высшего звена региона при поддержке Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.

За 6 месяцев 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Курганской области подано 114исковых заявлений в защиту прав потребителей, в том числе 54 – в защиту неопределенного круга потребителей. В первом полугодии 2016 года эти показатели составили 85 и 31 иск соответственно. Из 111исков, рассмотренных в 1-м полугодии 2017 г., в 100 случаях приняты решения в пользу потребителей, присуждено более 4 млн. рублей.

Число исков по нарушениям требований потребительского законодательства, поданных Управлением в сфере долевого строительства жилья в защиту прав потребителей за 6 месяцев текущего года значительно увеличилось и составило 13,  в аналогичном периоде прошлого года  – 3. Возросла судебная защита прав потребителей в сфере ЖКХ – 11 исков в сравнении с 7 в 2016 году.

В судах общей юрисдикции и у мировых судей было дано 88 заключений в целях защиты прав потребителей. Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по делам с участием специалистов Управления в защиту потребителей составил 81,8%.

Управлением ведется активная работа по выявлению сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в том числе сайты, на которых в свободном доступе реализуется алкогольная продукция.

В 1-м полугодии 2017 г. была инициирована подача 8 административных исковых заявлений в суд в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной. Рассмотрено 11 исков (в том числе поданных ранее), во всех случаях исковые требования Управления были удовлетворены, информация о реализации продукции, распространяемой посредством сети интернет на сайтах, признана информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей в 2015-2016 г.г. создан и в настоящее время действует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП).

Целью создания информационного ресурса является распространение актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, о качестве и безопасности товаров (работ, услуг), соблюдении требований технических регламентов.

На портале опубликованы нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, иные акты, содержащие обязательные требования к товарам (работам, услугам). Представлена информация по органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку.

Всего в ГИС ЗПП потребителям доступны сведения девяти разделов (модулей). Образцы претензий и исковых заявлений, ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с приобретением товаров и заключением договоров на оказание услуг, потребители найдут в блоке (модуле) «Справочная информация». Также в данном разделе можно ознакомиться с памятками и алгоритмом действий потребителя при возникновении спорных ситуаций.

В открытом доступе размещены сведения о результатах проведенных проверок (модуль «Результаты проверок»), а также информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей (модуль «Судебная практика»).

  Доступ к ГИС ЗПП осуществляется через официальный сайт Роспотребнадзора в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru.

В государственной информационной системе ГИС ЗПП еженедельно размещаются различные материалы. В первом полугодии 2017 года опубликован 261материал:

- в модуле «Судебная практика» - 220 судебных решений по защите прав потребителей по делам с участием Управления Роспотребнадзора по Курганской области,

- «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям» - 5;

- «Информационно-аналитические» - 1;

- «Новости» - 35.