Публикатор Публикатор

«Назад

Информационные технологии не должны оказывать негативного влияния на здоровье обучающихся

Информационные технологии не должны оказывать негативного влияния на здоровье обучающихся

Информационные технологии обучения сегодня предполагают широкое использование специальных технических информационных средств, среди них такие как ПК, видео-, аудио-, кино, электронный учебник, который может быть использован только с помощью средств компьютерной техники. Наряду с текстом и иллюстрациями электронный учебник может содержать аудио- или видеозаписи изложения материала. 

Гигиенические требования (Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. № 81 внесены изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях») допускают оборудование учебных помещений и кабинетов не только интерактивными досками, но и сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. 

В целях обеспечения безопасности и безвредности применения информационных технологий обучения в общеобразовательных организациях санитарными правилами установлены временные ограничения продолжительности непрерывной работы с тем или иным видом технических средств обучения.

Так, например, продолжительность непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуре составляет для детей:1-4 классов — не более 15 минут; 5-7 классов — не более 20 минут; 8-11 классов — не более 25 минут.

Аналогичная по времени продолжительность просмотра статических изображений на досках и экранах отраженного свечения (СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.18.). Именно из-за ограниченности использования во времени не следует заменять привычные меловые или маркерные доски интерактивными, а обычные учебники мультимедийными.

Регламентируется и количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня. Так, для обучающихся 1-4 классов оно составляет не более 1 урока, для 5-8 классов — 2 урока, для 9-11 классов — 3 урока.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут. (п.10.18 введен Изменениями N 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81).

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж). (п.10.18 введен Изменениями N 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81).

Использование средств информационных технологий сопряжено с рядом вредных факторов, к которым можно отнести: снижение относительной влажности воздуха в результате тепловыделений от работающей компьютерной техники; шум от процессора, вентилятора процессора, клавиатуры, принтера; вибрацию от вентилятора системного блока; электромагнитные излучения, ионизирующие излучения (мягкое рентгеновское излучение при использовании электронно-лучевых трубок).

Чтобы обучение проходило успешно и не приводило к нарушениям в состоянии здоровья детей при использовании компьютерной техники в качестве средства обучения, необходимо строгое выполнение гигиенических требований и рекомендаций. Требования к оборудованию персонального рабочего места, а так же режиму обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники регламентируют СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы».

Согласно санитарным правилам, площадь на одно рабочее место при использовании жидкокристаллического экрана должна составлять 4,5 м2. Если у монитора электронно-лучевая трубка, минимальная площадь одного рабочего места – 6 м2. Помещения для занятий с персональными компьютерами оборудуются одноместными столами с двумя раздельными поверхностями (вторая для клавиатуры), стульями с подъемно-поворотным механизмом регулирования высоты.

Не допускается одновременное использование одного компьютера для двух и более детей независимо от их возраста.

Размеры мебели (стола и стула) должны соответствовать росту обучающихся в обуви. Если в одном классе проводятся занятия, как для старшеклассников, так и для учеников начальной школы, рекомендуется устанавливать парты трех размеров, а за компьютерными столами использовать подставки для ног, регулируемые по высоте. 

Для защиты от электромагнитных и ионизирующих излучений оптимальной является расстановка столов, предназначенных для работы с компьютерами, по периметру кабинета, расположение розеток спереди или сбоку от пользователя (сзади недопустимо). Ученические парты для проведения теоретической части занятия размещают в центре компьютерного класса.

При размещении рабочих мест необходимо учитывать расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов, оно не должно превышать 1,2 м. Особенностью отделки кабинетов информатики является покрытие пола линолеумом с антистатическими свойствами.

Обязательным условием является соблюдение нормативных значений освещенности. В кабинетах информатики обеспечиваются уровни искусственной освещенности на столах — 300-500 лк, на классной доске - 300-500 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк. Во всех помещениях, где расположены технические средства обучения для детей и подростков, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата, проводится ежедневная влажная уборка и сквозное проветривание во время перемен с обязательным выходом обучающихся из класса.

От того, насколько благоприятными будут условия для проведения учебных занятий с использованием современных информационных технологий зависит не только успех образовательного процесса, но и здоровье тех, кто учится, и тех, кто учит. 

Ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил является руководитель образовательного учреждения, в том числе и за наличие документов, подтверждающих безопасность и возможность использования технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе. 

Инновационные методы, внедряемые в учебный процесс образовательных учреждений, должны способствовать лучшему усвоению информации, вместе с тем не оказывать какого-либо негативного влияния на здоровье обучающихся.