Публикатор Публикатор

«Назад

Уже 26 лет Закон РФ «О защите прав потребителей» является наиболее востребованным законодательным документом

Уже 26 лет Закон РФ «О защите прав потребителей» является наиболее востребованным законодательным документом

7 февраля исполняется 26 лет со дня принятия Закона Российской Федерации № 2300-1 от 7.02.1992г. «О защите прав потребителей». Сегодня Закон «О защите прав потребителей» один из наиболее востребованных законодательных актов. При этом он не только постоянно дополняется новыми положениями, призванными максимально соответствовать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях, но и систематически «прирастает» новыми нормативными правовыми актами, включая специальные законы, регулирующие правоотношения с участием потребителей в отдельных сферах обслуживания.

В настоящее время в российской правовой системе законодательству о защите прав потребителей отводится важнейшая роль. При этом по мере его развития и совершенствования создаются дополнительные условия для эффективной реализации Российской Федерацией в этой сфере общественных отношений функций социально-ответственного государства, политика которого согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В работе Управления Роспотребнадзора по Курганской области защита нарушенных прав потребителей одной из ключевых направлений.

В 2017 году 53,4 % (1407) поступивших в Управление Роспотребнадзора обращений пришлось на нарушения прав потребителей.

Основная доля поступивших письменных обращений приходится на сферу торговли 569 или 40,4% (2016 г. – 715 или 38,5%); 237 или 16,8% (2016 г. – 492 или 26,5%) на сферу оказания жилищно-коммунальных услуг; 90 или 6,4% (2016 г. – 177 или 9,5%) на деятельность на финансовом рынке; в сфере оказания услуг связи 79 обращений или 5,6% (2016 г. – 68 или 3,7%), 59 или 4,2 % (2016 г. – 19 или 1,0%) на сферу транспортных услуг.

Всем потребителям оказана консультационная помощь, разъяснены их права при приобретении товаров и услуг ненадлежащего качества. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, в судебные органы направлено 96 исковых заявления в защиту прав потребителей.

Кроме того, выдано 32 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Всего же в 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Курганской области было подано 222 исковых заявления в суд в защиту прав как конкретного потребителя, так и неопределенного круга потребителей.

В структуре поданных исков в защиту потребителей, в том числе неопределенного круга лиц, преобладает сфера торговли - 72,9%. Управлением инициировались иски в сфере долевого строительства жилья (7,6%), оказания услуг ЖКХ (6,7%), бытовых услуг (4,5%) и других.

По судебным делам с участием Управления Роспотребнадзора по Курганской области в пользу потребителей в 2017 году присуждено денежных средств на сумму более 9 миллионов рублей, в том числе в счет возмещения морального вреда 412,3 тысяч рублей.

 

В 2018 году работа по защите прав потребителей продолжена. В настоящее время, в ряду других направлений, большое внимание специалистами уделяется защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом, в том числе через Интернет-магазины. В этом году Всемирный день защиты прав потребителей вновь посвящен отношениям в цифровом пространстве и носит девиз «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».