Общественный совет по вопросам малого и среднего предпринимательства при Управлении Роспотребнадзора по Курганской области

«Back

Доклад по правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области 2018 года

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области

 

 

                                                                     

 

 

 

ДОКЛАД

по правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области 2018 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О реализации риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности

 

Реализация риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности определяет новые подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий – ресурсы концентрируются на проверках с высоким потенциальным риском причинения вреда жизни и здоровью человека.

С вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в целях реализации риск-ориентированного подхода Управлением ведется Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, определены классы опасности для поднадзорных объектов.

В Реестре Управления Роспотребнадзора по Курганской области 6782 субъект и 15598 объектов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).

Структура объектов надзора по категориям риска по состоянию на 31.01.2019 года следующая: объектов чрезвычайно высокого риска – 437 (2,8%), высокого риска – 3058 (19,61%), значительного риска – 2543 (16,3%), среднего риска – 3829 (24,55%), умеренного риска – 5019 (32,18%), низкого риска – 712 (4,56%).

В связи с оптимизацией контрольно-надзорной деятельности, в рамках государственной политики снижения давления на бизнес наблюдается тенденция к снижению количества плановых проверок: в 2014 году проведено 1486 плановых проверок, а на 2018 год запланировано 571 проверка, снижение в 2,6 раза.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок на 2018 год проверки малого бизнеса не запланированы.

Структура плана проверок на 2018 год по видам деятельности следующая: 89,5% проверок – это проверки хозяйствующих субъектов в сфере образования, 1,2% - коммунальные и социальные объекты, 2,8% - проверки в сфере здравоохранения, 1,6% - промышленные предприятия. Остальные сферы деятельности (производство пищевых продуктов, общепит, иные виды деятельности) составляют 4,9%.

Всего в 2018 году охвачено надзором 968 объектов, структура плана по объектам по классам опасности выглядит следующим образом:

1 класс опасности (чрезвычайно высокий риск) –  55 объектов (5,68%),

2 класс опасности (высокий риск) – 134 объектов (13,84%),

3 класс опасности (значительный риск) – 314 объектов (32,44%),

4 класс опасности (средний риск) – 320 объектов (33,06%),

5 класс опасности (умеренный риск) – 145 объекта (14,98%),

6 класс опасности (низкий риск) – не включены.

Реализация риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий позволила выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверках субъектов надзора с высоким потенциальным риском причинения вреда.

 

Организация государственного контроля (надзора)

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - Управление Роспотребнадзора по Курганской области. Подведомственной организацией, обеспечивающей деятельность Управления, является ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области».

Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Роспотребнадзор для осуществления возложенных на него функций имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

 

Проведение контрольно-надзорных мероприятий

 

За 2018 год Управлением проведено 2056 контрольно-надзорных мероприятий и 127 административных расследований (за 2017 год – 2238 проверки и 159 административных расследований).

Из общего количества проведенных проверок:

  • 97,5% - в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
  • 2,5% - по иным основаниям.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в установленные законодательством Российской Федерации сроки. Удельный вес выполнения ежегодного плана плановых проверок за 2018 год составил 100%.

Всего за отчетный период проведено 571 плановая проверка, что на уровне 2017 года.

В структуре всех проведенных проверок 70,4% пришлось на внеплановые проверки (2017 год – 74,4%).

Основаниями для проведения внеплановых проверок стали:

  • поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 29,15% (за 2017 г. – 46,15%);
  • проверка исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений – 63,32% (за 2017 г. – 48,86%);
  • поступление информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 3,39% (за 2017 г. – 1,23%);
  • о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан – не было (2017 год – 0,06%);
  • нарушение прав потребителей – 3,54% (за 2017 г. – 3,39%);
  • на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя о представлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности – 0,3% (2017 год – 0,12%);
  • проверки, осуществляемые по требованию органов прокуратуры  – 0,3% (за 2017 г. – 0,18%).

74% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых за 2018 год проводились проверки, осуществляли свою деятельность с нарушениями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей (2017 год – 72,6%).

За 2018 год Управлением проведено 256 (2017 года - 253) внезапных выездных внеплановых проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, при проведении которых не требуется уведомление о начале проверки, нарушения выявлены в 81,9% проверок.

В ходе всех проведенных проверок выявлено более 11 тыс. нарушений, на одну проверку приходится в среднем 9 нарушений, на одну плановую проверку – в среднем 14 нарушений.

Управлением осуществлялся контроль за соблюдением технических регламентов, всего за 2018 года проведено 966 проверок, из них в плановом порядке проведена 477 проверка или 49,4%, во внеплановом порядке 489 проверок или 50,6%.

Нарушения выявлены в 29,8% проведенных проверок. Управлением составлено 429 протоколов, наложено 292 административных штрафа без конфискации на сумму 3335,8 тыс. рублей, 55 административных штрафов с конфискацией на сумму 160 тыс. рублей. Вынесено 134 предписания об устранении выявленных нарушений.

 

Административная практика

Управления Роспотребнадзора по Курганской области

за 2018 год

 

В 2018 году должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление производства по делам об административных правонарушениях, было возбуждено 2985 дел об административных правонарушениях (в 2017 году – 3113 дел), в т.ч. в отношении:

- индивидуальных предпринимателей 267 или 8,9% от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях (в 2017 году – 342 или 10,9%);

- юридических лиц 623 или 20,9% от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях (в 2017 году – 517 или 16,6%).

Часть протоколов об административных правонарушениях (189 протоколов или 6,3%) была составлена по результатам проведенных административных расследований в рамках ст. 28.7 КоАП РФ. Удельный вес протоколов указанной категории остается незначительным в связи с рассмотрением большего количества поступающих материалов с данными  о наличии события административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях возбуждались по 74 составам административных правонарушений (в 2017 году 73 состава).

В связи с наличием случаев выявления фактов невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, удельный вес протоколов об административных правонарушениях, составленных по ст.6.3 КоАП РФ, составил 9,8% от общего количества составленных протоколов, тогда как в 2017 году удельный вес протоколов по указанной статье составлял 10,4%.

В Управление для рассмотрения продолжали поступать дела об административных правонарушениях, возбужденные иными уполномоченными лицами (прокурорами,  заместителями прокуроров, должностными лицами органов внутренних дел). В сравнении с прошлым годом роста количества поступивших дел не отмечается, поступило 470 дел (в 2017 году – 508 дел).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях должностными лицами Управления было вынесено 2784 постановления о назначении административных наказаний (в 2017 году – 2828 постановлений), из них:

- 2633 или 94,6% в виде административных штрафов (в 2017 году – 2671 или 94,4%);

- 151 или 5,4% в виде предупреждений (в 2017 году – 157 или 5,6%).

Предупреждения назначались по статьям КоАП РФ, санкция которых предусматривает данный вид наказания, а также в связи с заменой административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Сумма штрафов, наложенных Управлением по результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях, составила 13960 тыс. руб. (в 2017 году – 13327 тыс. руб.).

В целях предупреждения совершения административных правонарушений, устранения причин и условий, способствовавших их совершению, Управлением применялась такая мера, как представление, вносимое по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам в рамках ст. 29.13 КоАП РФ.

В 2018 году Управлением было внесено 820 представлений (в 2017 году – 629), что составило 29,4% от общего количества дел, по которым назначались административные наказания (в 2017 году – 22,2%).

Для рассмотрения по подведомственности в арбитражные суды, суды общей юрисдикции, мировым судьям было направлено 663 дела об административных правонарушениях (в 2017 году – 635 дел), по результатам рассмотрения которых было вынесено 593 постановления о назначении административных наказаний (в 2017 году – 478). При этом 51,3% назначенных судом административных наказаний составляли административные штрафы (304).

Помимо административных штрафов судами назначались такие виды наказаний, как административный штраф с конфискацией предмета административного правонарушения (185), административное приостановление деятельности (44), составляющие, соответственно, 31,2% и 7,4% от общего количества постановлений судов о привлечении к административной ответственности.

Общая сумма штрафов, назначенных судом, составила 3548,2 тыс. руб. (в 2017 году – 3794 тыс. руб.).

По субъектам административной ответственности наложенные Управлением административные штрафы распределились следующим образом.

- на граждан 1331 тыс. руб. (9,5% от общей суммы наложенных штрафов);

- на должностных лиц 5775,5 тыс. руб. (41,4% от общей суммы наложенных штрафов);

- на индивидуальных предпринимателей 1701,5 тыс. руб. (12,2% от общей суммы наложенных штрафов);

- на юридических лиц 5152 тыс. руб. (36,9% от общей суммы наложенных штрафов).

Кроме того, судами было наложено административных штрафов в отношении:

- граждан – 501,5 тыс. руб. (14,1% от общей суммы наложенных штрафов);

- должностных лиц – 509,3 тыс. руб. (14,3% от общей суммы наложенных штрафов);

- индивидуальных предпринимателей – 356,9 тыс. руб. (10% от общей суммы наложенных штрафов);

- юридических лиц – 2180,5 тыс. руб. (61,6% от общей суммы наложенных штрафов).

Лицами, привлеченными, в т.ч. судом, к административной ответственности, в добровольном и принудительном порядке было уплачено в доход бюджета 16237 тыс. руб. или 92,7% наложенных административных штрафов (в 2017 году – 14833 тыс. руб. или 86,6%).

Из общего количества вынесенных Управлением в 2018 году постановлений о назначении административных наказаний было обжаловано 48 постановлений или 1,7% от общего количества вынесенных постановлений (в 2017 году – 60 постановлений или 2,1%).

По результатам рассмотрения дел было отменено 6 постановлений или 12,5% от общего количества обжалованных постановлений (в 2017 году – 9 постановлений или 15%). Основными причинами отмены постановлений явились допущенные при производстве по делам об административных правонарушениях нарушения процессуального характера,  отсутствие состава административного правонарушения.

 

Оказание государственных услуг

 Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

 

Во исполнение ст.8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»,  Управление Роспотребнадзора по Курганской области  с июля 2009 года осуществляет регистрацию уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Управлением для организации информирования населения об оказываемых государственных услугах, в том числе в электронном виде, используется официальный сайт Управления в сети «Интернет».

В разделе «Государственные услуги Управления Роспотребнадзора» размещена полная и актуальная информация по каждой государственной услуге:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления государственной услуги;

- перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;

- формы и образцы заполнения заявлений;

- сроки предоставления государственной услуги;

- контактные телефоны специалистов для получения квалифицированной консультации.

На сайте Управления создано специальное окно для заполнения электронных шаблонов уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности для проверки правильности их оформления.

Дополнительно, в целях повышения информирования хозяйствующих субъектов о преимуществах получения государственных услуг в электронном виде,через сайт Управления обеспечен доступ к сервисам Электронного правительства на официальный Портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru).

В целях привлечения более широкого круга предпринимателей к подаче уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, а также учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Курганской области, Управлением направлены письма в Департамент экономического развития Курганской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Курганской области, Курганскую Торгово-промышленную палату, Администрацию города Кургана, ГБУ Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ГУП «Бизнес-инкубатор» Курганской области. Дополнительно в указанные органы и организации направлен порядок подачи уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и график приема уведомлений. 

Всего за период с 01.07.2009 года по 31.12.2018 года Управлением Роспотребнадзора по Курганской области зарегистрировано 3022 уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе за 2018 год - 249 уведомлений.