«Back

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей в 2012 году

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей в 2012 году

В сфере защиты прав потребителей Управлением за 2012 год проведено 1390 мероприятий по контролю, что в 1,3 раза выше  показателя 2011 года (1069). По результатам проверок выявлено 3913 нарушений требований нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей.

За 2012 год Управлением рассмотрено 1793  обращения потребителей, что в 1,4 раза больше показателя прошлого года.

Основная доля таких обращений пришлась на сферу оказания жилищно-коммунальных услуг (53,4%), сферу торговли (17,7%), финансовых услуг (12,1%) и др.

В продаже обнаруживаются товары, реализация которых осуществляется без необходимой и достоверной информации, без документов, подтверждающих их качество и безопасность, с нарушением правил продажи отдельных видов товаров. Субъекты, ведущие торговлю детским питанием, алкоголем зачастую нарушают порядок ценообразования на эту продукцию.

Больным для потребителей вопросом остается на протяжении многих лет предоставление услуг ЖКХ ненадлежащего качества, без информации об услугах и их исполнителе. Изъяны при контрольно-надзорных мероприятиях выявляются при оказании транспортных, финансовых, образовательных, туристских  услуг и услуг связи.  Одной из наиболее  эффективных форм защиты нарушенных прав потребителей на протяжении последних 3-х лет остается судебная защита, полномочия на  осуществление которой установлены ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Всего в 2012 году Управлением в суды общей юрисдикции и мировым судьям подано 254 иска, из них:

- 152 иска в защиту прав конкретных потребителей;

-  102 -  в защиту неопределенного круга потребителей.

98% исков от числа рассмотренных были удовлетворены, в пользу потребителей взыскано более 2,2 млн. руб.

Основная доля (48%) исковых заявлений в защиту нарушенных прав конкретных потребителей подавалась к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на финансовом рынке региона.

Управлением в интересах потребителя был подан иск к ОАО «ВУЗ-банк»  о взыскании части платы за пользование кредитом (комиссии), уплаченных процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.

Курганским городским судом требования Управления были удовлетворены, в пользу потребителя было присуждено 72,0 тыс. рублей (плата за пользование кредитом, проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда). Кроме того, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения  требований потребителя судом с кредитной организации взыскан штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя – 36,0 тыс. рублей.

Судебная защита потребителей проводилась и в сфере торговли (33% от общего количества исков), ЖКХ, туристских, транспортных, образовательных, медицинских, риэлторских услуг, в сфере бытового обслуживания и киновидеообслуживания населения, долевого строительства жилья, общественного питания.

Так, по иску Управления Курганским городским судом принято решение о взыскании с застройщика ООО «СМУ КПД» (г. Курган) в пользу потребителя неустойки за нарушение сроков передачи дольщику объекта долевого строительства (квартиры), компенсации морального вреда и штрафа за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке  на общую сумму 183 тыс. руб.

Распространенной формой участия Управления в судебной защите прав потребителей является вступление в процесс для дачи заключения в целях защиты прав потребителей.

За 2012 год в судах общей юрисдикции и у мировых судей специалистами Управления дано 338 таких заключений. 76% судебных решений по данным делам принято в пользу потребителей, взыскано денежных средств в размере около 2,0 млн. руб.

Наибольшее количество заключений (98) дано специалистами Управления в финансовой сфере, где потребителям присуждено 843,3 тыс. руб.; 90 заключений - в сфере ЖКХ (взыскано 44,6 тыс. руб.), 74 заключения приходятся на сферу розничной торговли (взыскано 296,3 тыс. руб.).

Например,  Управление было привлечено в судебный процесс для дачи заключения в целях защиты прав потребителей  по иску потребителя к ООО «Натали турс» о возврате денежных средств, уплаченных за туристскую путевку, убытков, причиненных потребителю, неустойки, компенсации морального вреда.

Требования потребителя Курганским городским судом были удовлетворены, в пользу потребителя присуждено 84,3 тыс. рублей, в том числе убытки, неустойка и моральный вред в размере 11,6 тыс. рублей.

Еще один пример участия Управления в защите потребителей.

В течение 2012 года  Управлением принято участие в 6-ти судебных процессах по искам потребителей к негосударственному образовательному учреждению «Детская академия дошкольного  развития» ООО «Универсал». При участии Управления потребителям возвращены уплаченные за некачественно оказанные или не оказанные образовательные услуги на общую сумму 322,0 тыс. рублей, в том числе компенсации морального вреда в размере 22,0 тыс. рублей.