«Назад

Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в первом полугодии 2021 года.

 


Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в первом полугодии 2021 года.

 

Управлением Роспотребнадзора по Курганской области за 6 месяцев 2021 года в целях защиты прав потребителей в суды общей юрисдикции подано 98 исков, из них 74 - в защиту неопределенного круга потребителей, 1 - в защиту группы потребителей; 23 - в интересах конкретного потребителя.

Из числа поданных исков наибольшая доля приходится на сферу торговли – 86,7%; образовательных услуг, бытового обслуживания населения, так же подавались иски в сфере туристских, финансовых и жилищно-коммунальных услуг, в сфере оказания услуг общественного питания.

В 95% случаев требования удовлетворены, в пользу потребителей присуждено более 1 млн. 200 тыс. рублей, из них – 420,0 тыс. рублей компенсация морального вреда.

В судах в целях защиты прав потребителей дано 55 заключений, в 90,6% случаях требования потребителей удовлетворены, в пользу потребителей присуждено 1172,1 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда – 35,5 тыс. рублей.

Продолжена работа по выявлению сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в том числе сайтов, на которых в свободном доступе осуществляется дистанционная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В ходе мониторинга и рассмотрения обращений потребителей Управлением в сети Интернет было выявлено 29 сайтов, на которых размещены предложения о реализации табачной продукции и некурительной никотинсодержащей продукции (снюсов). С требованиями признать информацию сайтов о дистанционной торговле указанной продукцией запрещенной, Управление обратилось в суд. Во всех случаях требования Управления поддержаны Курганским городским судом и удовлетворены в полном объеме.

Всего в 1 полугодии 2021 года в сфере защиты прав потребителей проведено 225 проверок и административных расследований, из них в 188 случаях выявлены нарушения требований законодательства. Основная доля надзорных мероприятий приходится на сферу торговли.

Так, в отношении субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции проведено 73 мероприятия по контролю соблюдения обязательных требований, в том числе 52 контрольно-надзорных мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу стеклоомывающих жидкостей на территории Курганской области.

В ходе проведения проверок выявлены следующие нарушения:

- реализация продукции, стеклоомывающей жидкости с нарушением требований к маркировке;

- превышение содержания метанола в стеклоомывающих жидкостях;

- нарушение порядка ценообразования при розничной продаже спиртосодержащей непищевой продукции.

Снято с реализации 626 ед. спиртосодержащей непищевой продукции, реализация которой ограничена. По результатам проведенных исследований на содержание метанола было выявлено 4 пробы, не соответствующих требованиям безопасности, в том числе в трех образцах, направленных на экспертизу, содержание метанола было превышено в 10 раз. Опасная жидкость объемом более 1500 л. была снята с реализации и арестована. В отношении виновных лиц применены меры административного принуждения.

 

В первом полугодии текущего года Управлением Роспотребнадзора по Курганской области было рассмотрено 850 обращений в сфере защиты прав потребителей, в том числе 180 из них стали основанием для проведения надзорных мероприятий и административных расследований, по 26 обращениям были подготовлены иски в суд о защите прав потребителей, в 18 случаях были проведены контрольные закупки.

Основная доля (55,9%) обращений приходится на сферу услуг (услуги ЖКХ, связи, транспортные услуги, финансовые и т.п.). Сфера торговли занимает 44,1%.

По результатам рассмотрения обращений граждан вынесено 57 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из числа выданных предостережений наибольшая доля приходится на сферу торговли (74,5%) и сферу оказания услуг связи (9,8%), в отношении виновных лиц составлено 110 протоков по делам об административных правонарушениях.

Всего по нарушениям в сфере защиты прав потребителей в отношении виновных лиц составлено 457 протоколов об административных правонарушениях, дано 83 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, наложено административных штрафов на сумму более 1,5 млн. рублей.

В текущем году продолжено взаимодействие с Пограничным управлением ФСБ России по Курганской и Тюменской областям.

Так, за 1 полугодие 2021 года из территориальных органов пограничного и таможенного контроля в Управление поступило 30 сообщений, содержащих информацию о ввозе на территорию Российской Федерации товаров (изделия легкой промышленности, изделия из натурального меха, парфюмерно-косметические товары, изделия, предназначенные для детей и подростков, табачная продукция, насвай) без маркировки и информации предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Во всех случаях применены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (составлены протоколы ареста товаров, товары помещены на ответственное хранение в склад отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни и Курганский таможенный пост).

По результатам проведенных мероприятий составлено 25 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 14.4, ч.1 ст. 14.43, ч.2,4 ст. 15.12 КоАП РФ, материалы направлены мировым судьям для рассмотрения. В итоге наложено административных штрафов на общую сумму 599,0 тыс. руб. с конфискацией грузов с последующим уничтожением в установленном порядке.

Продолжено наполнение государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), который создан в помощь потребителям и содержит актуальную и достоверную информацию по вопросам защиты прав потребителей.

Образцы претензий и исковых заявлений, ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с приобретением товаров и заключением договоров на оказание услуг, потребители найдут в блоке (модуле) «Справочная информация». Также в данном разделе можно ознакомиться с памятками и алгоритмом действий потребителя при возникновении спорных ситуаций.

В открытом доступе размещены сведения о результатах проведенных проверок (модуль «Результаты проверок»), в разделе «Виртуальная приемная» потребитель может задать интересующий его вопрос.

Доступ к ГИР ЗПП осуществляется через официальный сайт Роспотребнадзора в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru без ограничения и взимания платы.