Главнейшие средства к сбережению себя среди больных
Главнейшие средства к сбережению себя среди больных - суть сохранения спокойствия духа, безбоязненность и упование на бога, или санитарное состояние и эпидемиологическая ситуации на территории Курганского и Шадринского уездов в период до 1917 года
Одним из первых врачебных участков в Курганском уезде был Куртамышский врачебный участок, организованный в 1880 году. Было распространено знахарство. Работали «бабки-повитухи и костоправы». Многочисленная прослойка старообрядцев отказывалась от оспопрививания. В Катайском районе с 1887 года по 1902 год не было вовсе ни одного медработника.
Санитарное состояние населенных мест области в дореволюционное время было совершенно неудовлетворительным. В своем выступлении на 2-ом заседании врачебного Совета уездного земства о санитарном состоянии Шадринска И.И.Моллесон сказал: «Я не сомневаюсь, что каждого, кто отъезжал от города 3-4 версты и особенно летом, поражала панорама нашего города, лежащего в глубокой ложбине, или яме, дно которой составляющее улицы Шадринска углубляется, по крайней мере, на 400-500 футов, ниже окружающих высот.
Картина Григория Мясоедова «У Колдуна»
По этой ложбине протекает довольно широкая, но мелкая река Исеть, разделенная бесчисленным количеством рукавов, между которыми красуются вечные болота, окружающие со всех сторон Шадринск, который сам выстроен на болоте, завален навозом. Два болота не засыхают в самом городе…. В какой–нибудь версте на северо–восток протекает замечательная своими нечистотами река Канашка, где стоят бойни, салотопни, мыловарни, из которых нередко навевает такой смрад, что нельзя проходить улицы не зажимая носа». Моллесон сообщал, что ежегодно на 100 жителей Шадринска умирало 12 человек, то есть один умирал из восьми. В своем выступлении Моллесон привел высказывания В.О. Португалова «На берегу речки Исеть расположился город Шадринск в довольно болотистой местности. Почва его глинистая и унавоженная», «…в Шадринске на наших глазах сотни людей страдали чахоткой, лечились всеми возможными методами и абсолютно все вымерли. Тиф и перемежающая лихорадка нисколько не исключают друг друга и преспокойно совмещаются с чахоткой».
В Кургане кожевенные предприятия также производили промывку кож в реке Тобол, из которой население брало воду для питья. Владельцы кожевенных заводов в погоне за наживкой собирали кожи павшего скота, в том числе от сибирской язвы и пускали их в переработку.5
На территории Курганского и Шадринского уездов, как и всей Пермской и Тобольской губерний свирепствовали холера, оспа, сибирская язва, возвратный, брюшной тиф, дифтерия, коклюш.
В своей работе "Медицинская помощь сельскому населению в дореволюционном Зауралье" В. К. Видута приводят такое суждение врачей, работающих в Шадринском уезде в конце ХIXвеке: "В случае повальных болезней крестьяне безропотно ждали своей печальной участи, молились, обращались к "знатцам" (знахарям) или спасались бегством"6. Сохранилось высказывание одного из Тобольских губернаторов, предложившего такие "мероприятия" по профилактике инфекций: "Главнейшие средства к сбережению себя среди больных - суть сохранения спокойствия духа, безбоязненность и упование на бога".
До организации земства противоэпидемические мероприятия по борьбе, с эпидемиями проводились уездными врачами. Они ограничивались изоляцией больных обратившихся за медпомощью - в отдельные избы. Но врач был лишен возможности в дальнейшем лечить больных и выявлять новых, так как он был один на весь уезд и приезжать к больному систематически не мог. Больные находились на попечении полицейского. Объём противоэпидемических мероприятий несколько возрос, когда их стали проводить земские врачи. Основными мероприятиями, которые они считали нужными проводить, были госпитализация и дезинфекция. Госпитализировали больных во временные инфекционные отделения (бараки).Средств на организацию отделений, не было. В 1900 году Шадринское уездное земство не ассигновало на борьбу с эпидемиями ни копейки. Земским врачам приходилось лечить инфекционных больных.
С 1905 года в земстве стали организовываться, эпидемические отряды. В состав отряда входили врач, фельдшер, две сестры милосердия. В дальнейшем к такому составу был добавлен санитар-дезинфектор. Отрядами руководило губернское санитарноебюро. Отряды выезжали в уезды по запросам уездных земств. Но до1913 года эти отряды работали с перебоями. Их то организовывали, то ликвидировали.
Эпидемическому персоналу в очаге вспышки вменялось в обязанность проводить подворные обходы, привлекая к участию в них местные сельские власти, учительство и духовенство. Развертывались временные бараки, если была необходимость в госпитализации больных. Госпитализация и дезинфекция в очаге не были обязательными ипринудительными, поэтому работники эпидемических отрядов могли действовать только убеждением.Эпидемические отряды проводили санитарно-просветительную работу, привлекали населениек санитарной очистке сел илидеревень, в необходимых случаях организовывали вакцинацию населения. Однако оказать влияние на ход эпидемии врачам отрядов удавалось очень редко. Часто отряд прибывал в очаг, когда вся деревня переболела, и заболеваниешло на убыль. Организовать временный заразный барак из-за отсутствия помещений часто не удавалось, и леченье больных проводилось на дому. Местные власти никакой помощи медицинскому персоналу отряда не оказывали. 7
Автор книги подробно описывает беспомощность местных органов власти в борьбе с холерой. Первых больных госпитализировать было некуда. В Шадринском уезде в дальнейшем были устроены инфекционные бараки, но они почти всегда пустовали, так как население отказывалось в них лечиться и подозрительно относилось к действиям врачей. Врачи терпеливой, разъяснительной работой добивались постепенногодоверия народа к госпитализации, которая стала практиковаться более широко. В Шадринском уезде для развертывания инфекционных коек использовались переносные бараки. Врачи, занятые борьбой с холерой опирались на санитарные подкомиссии, в состав которых входила, сельская интеллигенция. Членыподкомиссии проводили под руководством врача подворные обходы, стимулировали мероприятия по благоустройству населенных мест и, главным образом, по их очистке. Проводились такжемероприятия по возможному улучшению водоснабжения. Борьба с паразитарными тифами практически сводилась к госпитализациибольных.