Готовим ребенка к школе

«Назад

Режим дня и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Режим дня и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях

 

Организация обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами и требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:

• обеспечение оптимальных условий обучения;

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современных образовательных организациях.

Большие умственные нагрузки могут вызвать истощение нервных клеток коры головного мозга детей.

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.

Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе во 2-4 классах должна быть не более 26 часов, в 5-х классах-32, в 6-х классах – 33, в 7-х классах – 35, в 8-9 классах – 36, в 10-11 классах – 37 часов. Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе в 1-х классах составляет не более 21, во 2-4 классах – 23, в 5-х классах-29, в 6-х классах – 30, в 7-х классах – 32, в 8-9 классах – 33, в 10-11 классах – 34 часа.   Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно. Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не меньше 45 минут.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены менее 10 мин в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.

Основная продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся, на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повышенную на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку. В связи с этим максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-4х классах составляет 15—20 мин, в 5-7х классах — 20—25 мин, в 8-11х классах – 25-30 мин.

Домашние занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35—45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.