Правовая поддержка предпринимателей

«Назад

Обзор отдельных изменений законодательства по вопросам, относящихся к сфере деятельности Роспотребнадзора за 2021 год

Обзор отдельных изменений законодательства по вопросам, относящихся к сфере деятельности Роспотребнадзора за 2021 год

 

1. Правовое регулирование отношений в области государственного контроля (надзора).

 

С 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон
от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 248-ФЗ), изменяющий правила государственного и муниципального контроля (надзора).

 

В развитие положений Закона № 248-ФЗ приняты постановления Правительства Российской Федерации:

от 6 марта 2021 г. № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым утверждены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля;

от 2 апреля 2021 г. № 528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в связи с которым в реестр внесут сведения о видах контроля (надзора), об органах, которые их осуществляют, перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований; классификацию объектов контроля с категориями риска; программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; информацию о том, как получить консультации по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о профилактических и контрольно-надзорных мероприятиях;

от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415», которым определены порядок внесения сведений в единый реестр, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в едином реестре, порядок функционирования и информационного взаимодействия единого реестра с иными информационными системами;

от 28 апреля 2021 г. № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.», утвердившее перечень соответствующих видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

от 19 июня 2021 г. № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными», которым установлены случаи и сроки прекращения действия сертификата соответствия или декларации о соответствии;

от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», которое применяется к разработке и утверждению программ профилактики на 2022 год;

от 15 июля 2021 г. № 1203 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым предусмотрено, что ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» будет использоваться в том числе для сбора, обработки, анализа и учета сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), с использованием подсистемы сбора данных системы; для ведения реестров разрешительной деятельности. Изменены состав сведений и сроки их внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

от 3 августа 2021 г. № 1299 «Об утверждении Правил возмещения контролируемому лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки», которым установлены случаи и порядок возмещения контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу стоимости утраченной в ходе выездной проверки продукции (товаров);

от 8 сентября 2021 г. № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

от 3 декабря 2021 г. № 2192 «Об утверждении Правил взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»;

от 2 февраля 2022 г. № 90 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, привлекаемых органами федерального государственного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также возмещения таким экспертам расходов, понесенных в связи с их участием в контрольных (надзорных) мероприятиях».

Кроме этого, приказом Минэкономразвития России
от 31 марта 2021 г. № 151 утверждены типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом, а приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2021 г. № 294
(в соответствии с пунктом 7 данный документ вступил в силу
с 1 июля 2021 г. и действует в части правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») утверждены порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок рассмотрения ими проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий, а также порядок согласования с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

 

Также с 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 170-ФЗ), принятый в целях актуализации положений отраслевых федеральных законов, в части приведения их положений в соответствие с Законом № 248-ФЗ, устанавливая для каждого вида контроля его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

В частности, статьями 4 и 41 Федерального закона № 170-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1
«О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), которыми соответственно определены предмет федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и предмет федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Необходимо также отметить ряд изменений, внесенных Федеральным законом № 170-ФЗ в Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ
«О радиационной безопасности населения», Федеральный закон
от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», Федеральный закон от 17 сентября 1998 г.
№ 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» о том, что оценка соблюдения обязательных требований, установленных названными законами, осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100 (вступило в силу
с 1 июля 2021 г.).

Приказами Роспотребнадзора от 20.01.2022 № 18 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2022, регистрационный № 67473), от 24.12.2021
№ 807 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2022, регистрационный № 67470), от 24.12.2021 № 808 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2022, регистрационный № 67469) утверждены формы проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Приказами Минздрава России от 27 января 2022 г. № 29
«Об утверждении перечня индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)» и № 30н «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2022 г., регистрационный № 67243) в развитие положений части 5 статьи 30 и части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ утверждены перечень индикативных показателей и индикатор риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

При этом, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности применяются до 31 декабря 2024 г. включительно.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1005 (вступило в силу с 1 июля 2021 г.).

В развитие положений части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ приказом Роспотребнадзора от 23 декабря 2021 г. № 804 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей» (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2022 г., регистрационный
№ 66949) утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

При этом следует учитывать изменения, внесенные в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», предусматривающие уточнение понятийного аппарата («выпуск продукции в обращение», «орган государственного контроля (надзора)»), а также определение порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Кроме того,
с 15 декабря 2021 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. № 2265 признаны утратившими силу некоторые акты и отдельные положения некоторых актов Правительства Российской Федерации об уполномоченных органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза.

 

Еще одной из новелл, определяющих полномочия Роспотребнадзора, являются изменения, внесенные в Федеральный закон
от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которым федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется в пределах компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию утверждено постановлением Правительства Российской Федерации
от 25.06.2021 № 1019 (вступило в силу с 1 марта 2022 г.).

Приказом Минцифры России от 20 декабря 2021 г. № 1357
«Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2022 г., регистрационный
№ 67418) в развитие положений части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

 

Приказами Минздрава России от 30 декабря 2021 г. № 1214
«Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» и от 26 января 2022 г. № 24 «Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» в развитие положений части 5 статьи 30 Закона № 248-ФЗ утверждены индикативные показатели, применяемые при осуществлении лицензионного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности Роспотребнадзора.

В связи с произошедшими изменениями в правовом регулировании отношений в области организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей внесены соответствующие изменения постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 октября 2021 г. № 1676 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Указанным актом Роспотребнадзор наделен также полномочиями на проведение нотификации новых химических веществ, а также проведение процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ в части оценки их опасности для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств.

 

2. Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Ряд изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), предусматривает, что:

производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство теперь подлежит прекращению в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, на которые распространяется механизм «регуляторной гильотины» (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 29-ФЗ
«О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»);

продажа отдельных видов технически сложных товаров с нарушением требования об обеспечении предустановки программного обеспечения, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, повлечет наложение штрафа (Федеральный закон от 24 марта 2021 г. № 54-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»);

административную ответственность в случаях, если: туроператор не внесет сведения о турагенте, который продвигает и продает продукт этого туроператора, в федеральный реестр турагентов; турагент не передаст в реестр информацию о субагенте; турагент или субагент будут продвигать и продавать продукт, хотя в реестре нет данных о нужном для этого договоре; лицо, сведения о котором отсутствуют в реестре, будет заниматься турагентской деятельностью или у него не будет права на осуществление такой деятельности; турагент передаст исполнение поручения туроператора на продвижение и продажу продукта при отсутствии права на это. Полномочия по осуществлению административного производства возложены на Роспотребнадзор (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступает в силу с 1 июля 2022 г.);

лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, уплатившее административный штраф в срок до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа, а административный штраф может быть уплачен лицом до вступления постановления о его назначении в законную силу (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»);

лицо, которому назначено наказание в виде административного штрафа и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа. Одновременно, предусматривается, что административный штраф может быть уплачен лицом до вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»);

уполномоченные должностные лица Роспотребнадзора теперь могут составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 15.46 КоАП за нарушения в части продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней по договору розничной купли-продажи (ранее в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) (Федеральный закон
от 30 декабря 2021 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

3. Правовое регулирование отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера.

Поставщиками информации в информационную систему являются Минздрав России, Роспотребнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, обладающие указанной информацией. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются Минздрав России, Роспотребнадзор, МВД России, иные органы исполнительной власти и организации, а также лица, прошедшие медицинские осмотры и медицинское освидетельствование. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, предоставляется поставщикам информации, а также по соответствующим запросам органам и организациям, являющимся ее пользователями.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 декабря 2021 г. № 2178 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера» утверждено Положение, которым определена структура, правила информационного взаимодействия и состав участников, их полномочия и ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, представляемой для включения в государственную информационную систему, правовой режим информации и требования к хранению информации, содержащейся в государственной информационной системе, требования к техническим и программным средствам, а также к защите информации. Оператором государственной информационной системы является Роспотребнадзор.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнено понятие «транспортирование отходов», под которым теперь понимается перевозка отходов автомобильным, ж/д, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и ж/д путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах. Также законом закреплено, что транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

С 11 июля 2021 г. вступил в силу приказ Роспотребнадзора
от 5 ноября 2020 г. № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».

С 11 августа 2021 г. вступили в силу изменения в Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 500), в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 121 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым установлено, что до прибытия на таможенную территорию ЕАЭС подконтрольных товаров таможенному органу может быть представлена предварительная информация в отношении таких товаров.

Правительством Российской Федерации утверждено постановление
от 31 мая 2021 г. № 828 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на временные выбросы», предусматривающее, что территориальный орган в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней после выдачи, продления и переоформления разрешения на временные выбросы, приостановления или возобновления действия разрешения на временные выбросы направляет копию такого разрешения или решения о приостановлении или возобновлении действия такого разрешения в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также информирует территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о выдаче, продлении или переоформлении действия разрешения на временные выбросы и сроках достижения нормативов допустимых выбросов.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 2021 г. № 2480 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467, в соответствии с которым продлено до 1 января 2025 г. действие следующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора):

- постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;

- абзац третий пункта 2.4, пункты 3.1, 3.2-3.4, абзац второй 3.7 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 июля 2001 г. № 19 «О введении в действие Санитарных правил – СП 2.1.5.1059-01»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»;

- пункты 3.16-3.19 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2003 г. № 18 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03»;

- пункты 3.17, 3.19, 3.20-3.22 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 135 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов – СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45 «Об утверждении
СП 2.1.4.2625-10».

Введены в действие с 1 сентября 2021 г. санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 4.

С 18 июля 2021 г. вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 26 июня 2021 г. № 16, дополнившее санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3», пунктом 35(1), согласно которому в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний доступ на территорию пляжа, размещенного на участке берега природного или искусственного водоема, водотока, моря или его отдельной части, используемого санаторно-курортными организациями, осуществляется в порядке и на условиях, определенных санаторно-курортными организациями. Данное требование в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 февраля 2022 г. № 6 (зарегистрировано Минюстом России
17 февраля 2022 г. № 67331) продлено до 1 марта 2027 г.

С 16 ноября 2021 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. № 28 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3271-21 «Условия транспортирования и хранения замороженных иммунобиологических лекарственных препаратов для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (взамен СП 3.1.3671-20 «Условия транспортирования и хранения вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Гам-Ковид-Вак»).

До 1 января 2024 г. продлено действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (постановлением от 2 ноября 2021 г. № 27) и СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (постановлением
от 9 ноября 2021 г. № 29).

Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. № 33, от 21 января 2022 г. № 2,
от 28 января 2022 г. № 3, от 4 февраля 2022 г. № 4 санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 актуализировались с учетом изменения санитарно-эпидемиологической обстановки.

 

Кроме это, в целях предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и обеспечения проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий был принят ряд нормативных правовых актов, в том числе:

  1. постановления Правительства Российской Федерации:

от 23 марта 2021 г. № 448 «Об утверждении Временного порядка предоставления данных расшифровки генома возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

от 27 марта 2021 г. № 452 «Об обеспечении уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обмена информацией о результатах таких исследований», которое актуализировано постановлением от 25 января 2022 г. № 42;

от 7 апреля 2021 г. № 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции».

2) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

от 5 апреля 2021 г. № 1 «О профилактических мерах по недопущению распространения COVID-19 при возобновлении пассажирского железнодорожного сообщения с Республикой Беларусь»;

от 9 апреля 2021 г. № 12 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»;

от 16 апреля 2021 г. № 13 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»;

от 2 июля 2021 г. № 17 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»;

от 7 июля 2021 г. № 18 «О мерах по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации в случаях проведения массовых мероприятий»;

от 1 сентября 2021 г. № 22 «О признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 21 декабря 2020 г. № 43 «Об обеспечении режима изоляции лиц, прибывших из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в целях предотвращения распространения COVID-19»;

от 26 октября 2021 г. № 26 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 07.07.2021 № 18 «О мерах по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации в случаях проведения массовых мероприятий»;

от 15 ноября 2021 г. № 30 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом»;

от 4 декабря 2021 г. № 32 «Об усилении мер, направленных на предотвращение завоза и распространения на территории
Российской Федерации нового штамма COVID-19» (утратило силу в связи с изданием постановления от 21 января 2022 г. № 1);

от 4 декабря 2021 г. № 34 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»;

от 4 декабря 2021 г. № 35 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 07.07.2021 № 18 «О мерах по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации в случаях проведения массовых мероприятий»;

от 21 января 2022 г. № 1 «О признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 04.12.2021 № 32 «Об усилении мер, направленных на предотвращение завоза и распространения на территории Российской Федерации нового штамма COVID-19».

3) приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» (зарегистрирован Минюстом России 20.12.2021, регистрационный № 66435), которым в частности определено, что вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 может проводиться только добровольно - при наличии письменного заявления одного из родителей или законного представителя. Указанная возрастная группа отнесена к третьему уровню приоритета по вакцинации наряду с учащимися колледжей и вузов, государственными гражданскими и муниципальными служащими и лицами, подлежащими призыву на военную службу.

 

С 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон
от 11 июня 2021 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий ряд поправок, затрагивающих режим приаэродромной территории, - в статью 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, законом установлено, что перечень ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, определяется с учетом возможности применения мер по предупреждению и устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека.

В случае, если до 1 июля 2021 г. приаэродромная территория установлена с выделением с первой по седьмую или с первой по шестую подзон приаэродромной территории, такая приаэродромная территория признается установленной. Если до 1 июля 2021 г. седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена, то она подлежит установлению до 1 января 2025 г.

Помимо этого, с 24 августа 2021 г. вступил в силу Федеральный закон
от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства», который направлен на урегулирование правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документа, удостоверяющего личность, и предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

В его развитие постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 июля 2021 г. № 1263 были внесены изменения в Положение о принятии, приостановлении действия и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в
Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 551, и утвержден Порядок представления материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (приостановления, возобновления действия, отмены) решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятых в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, их рассмотрения, а также информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятии (приостановлении, возобновлении действия и отмене) таких решений, форм соответствующих решений и уведомления (приказ Роспотребнадзора и ФМБА России от 23 августа 2021 г. № 467/№ 173 зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2021 г., регистрационный № 64963).

При этом перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных принимать, приостанавливать действие и отменять решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, а также приостанавливать, возобновлять действие такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, актуализирован приказом Роспотребнадзора от 5 августа 2021 г. № 425 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2021 г., регистрационный № 65479).

Также обращаем внимание на принятые постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1668 «Об утверждении Правил создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов, а также Правил создания и ведения национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов» и № 1669 «Об утверждении Правил финансового и материально-технического обеспечения создания, пополнения и ведения коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов».

С 26 декабря 2021 г. в действие вступил в силу приказ Минздрава России
от 17 ноября 2021 г. № 1060н «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Российскую Федерацию, формы, описания бланка и срока действия указанного сертификата» (зарегистрирован Минюстом России
15 декабря 2021 г., регистрационный № 66345).

 

На наднациональном уровне также были приняты ряд актов, составляющих право Евразийского экономического союза, относящихся к компетенции Роспотребнадзора, в том числе:

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2021 г. № 61 «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), вступившим в силу с 1 января 2022 г. из ТР ТС 021/2011 исключено понятие «вода питьевая для детского питания», а также уточнены виды воды, отнесенной к специализированной пищевой продукции и подлежащей государственной регистрации, актуализированы отдельные положения в приложении 2 «Микробиологические нормативы безопасности» и приложении 3 «Гигиенические требования безопасности к пищевой продукции».

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 5 октября 2021 г. № 97 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. № 45» (начало действия документа с 7 мая 2022 г.) изменены отдельные нормы массовой концентрации биологически активных компонентов в природной минеральной воде для отнесения ее к лечебно-столовой природной минеральной воде или лечебной природной минеральной воде.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 29 октября 2021 г. № 110 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки» утвержден технический регламент Евразийского экономического Союза «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки» (ТР ЕАЭС 051/2021), который вступит в силу с 01.01.2023.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 12 ноября 2021 г. № 130 «О Порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза» установлена форма уведомления о подтверждении использования в заявленных нуждах и целях ввозимой (ввезенной) продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры не требуется подтверждение соблюдения мер технического регулирования. При этом Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» признано утратившим силу.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 2 декабря 2021 г. № 139 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 98» срок вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018) перенесен на 1 января 2024 года.

Кроме этого, 3 акта Евразийского экономического союза были приняты в целях актуализации Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» - решения:

Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 августа 2021 г. № 99 «О внесении изменений в раздел 20 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», которым введено понятие «средство для дезинфекции кожных покровов (кожный антисептик)», определены показатели токсичности и безопасности средств для дезинфекции кожных покровов, а также их физико-химические показатели, приведен перечень документов для изучения и оценки токсичности и безопасности дезинфекционных средств;

Совета Евразийской экономической комиссии от 29 декабря 2021 г. № 109 «О внесении изменения в раздел II Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза», согласно которому из перечня продукции, подлежащей государственной регистрации, исключены дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства, применяемые в сельском хозяйстве;

Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2021 г. № 161 «О внесении изменений в раздел 15 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», в соответствии с которым уточнено, что под агрохимикатами для целей Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 понимаются удобрения и химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия почв.

 

4. Законодательство, регулирующее отношения в области

защиты прав потребителей

 

С 1 января 2022 г. вступил в силу Федеральный закон
от 24 марта 2021 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающий введение единого федерального реестра турагентов, который будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». В реестре будет отражена информация о субагентах соответствующего турагента, в случае если возможность реализации и продвижения туристского продукта посредством субагентов предусмотрена договором, заключенным между туроператором и турагентом. Такую информацию будут вносить турагенты, обладающие правом заключения субагентстких договоров. Прекращение полномочий турагента влечет за собой прекращение полномочий субагентов, с которыми были заключены договоры в целях передачи исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию турпродукта.

Постановление Правительства Российской Федерации
от 25 октября 2021 г. № 1822 содержит порядок формирования и ведения единого реестра видов контроля (надзора). Техническое обеспечение функционирования реестра возложено на Минцифры России.

1 апреля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», которым установлено, что предварительно установленные программы, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к Интернету, должны обеспечивать возможность использования по умолчанию поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены ЕАЭС.

Федеральным законом от 20 апреля 2021 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» внесены изменения в законодательство в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, условий оказания таких услуг и аттестации таких лиц (вступает в силу с 1 июля 2022 г.)

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ
«Об ипотеке (залоге недвижимости)» внесены изменения в законодательство в части содержания договора об ипотеке.

Так, теперь в договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, зарегистрировавшего это право залогодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. № 1018 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления. Указанные изменения направлены на реализацию Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 16-П.

Федеральными законами от 2 июля 2021 г. № 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», направленными на усиление защиты прав и интересов заемщиков по договору потребительского кредита (займа), установлено, что в договоре потребительского кредита (займа) не может содержаться условие, предусматривающее наличие на банковском счете, который используется для осуществления операций, связанных с исполнением обязательств по договору, неснижаемого остатка денежных средств и (или) суммы, достаточной для погашения очередного платежа, предусмотренного договором потребительского кредита (займа) (графиком платежей по договору потребительского кредита (займа), в день, не являющийся днем совершения очередного платежа.

Также установлены условия предоставления заемщику за отдельную плату дополнительных услуг. При этом заемщик вправе отказаться от такой услуги в течение 14 календарных дней со дня выражения согласия на ее оказание посредством обращения к лицу, оказывающему такую услугу, с заявлением об отказе от такой услуги, а также требовать возврата денежных средств, уплаченных за оказание такой услуги, за вычетом стоимости фактически оказанной услуги. Введено также условие, что проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается.

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» ужесточены требования, касающиеся обязанности продавца обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Теперь такая обязанность распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает 20 млн (ранее - 40 млн) рублей.

С 1 марта 2022 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 1338, которым утверждены Правила оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и связанных с таким показом услуг и признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1264. Срок действия документа ограничен 1 марта 2028 года.

31 декабря 2021 года приняты постановления Правительства Российской Федерации № 2606 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» и № 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи», которыми утверждены новые соответствующие правила и признаны утратившими силу Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32, и Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации:

от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».

В частности, указанными изменениями установлено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Также предусмотрено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

5. Маркировка средствами идентификации:

 

В соответствии с положениями Федерального закона
от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» продолжает развиваться правовое регулирование механизмы контроля за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе с учетом принятых постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе:

от 28 января 2021 г. № 64 «О внесении изменений в Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации»;

от 17 февраля 2021 г. № 204 «О проведении на территории
Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации», согласно которому эксперимент по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации проводится
с 1 апреля 2021 г. по 31 августа 2022 г.;

от 29 апреля 2021 г. № 673 «О проведении на территории
Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище», согласно которому эксперимент по маркировке средствами идентификации некоторых БАДов проводится с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года;

от 31 мая 2021 г. № 841 «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды» согласно которому вступают в силу правила, определяющие порядок маркировки упакованной воды, требования к участникам оборота упакованной воды, порядок информационного обмена, характеристики средства идентификации, а также порядок представления участниками оборота сведений оператору системы «Честный ЗНАК» о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота упакованной воды;

от 31 мая 2021 г. № 843 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 2099», которым перенесены сроки по передаче сведений в информационную систему маркировки о выводе молочной продукции из оборота путем розничной продажи;

от 21 июля 2021 г. № 1240 «О проведении на территории
Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами
идентификации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием, а также кожных антисептиков - дезинфицирующих средств», предусматривающим проведение эксперимента с 1 августа 2021 г.
по 31 августа 2022 г.;

от 31 августа 2021 г. № 1449 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым установлены особенности введения в оборот молочной продукции, маркированной средствами идентификации ЕАЭС. Также определен перечень сведений, представляемых оператору информационной системы мониторинга участниками оборота молочной продукции при ее вывозе в государство - член ЕАЭС, средства идентификации которого признаются в Российской Федерации;

от 25 ноября 2021 г. № 1985 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки товаров средствами идентификации и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации
от 7 ноября 2020 г. № 1795», которым с 25 ноября 2021 года продлен срок права на ввоз и реализацию ввезенных на территорию Российской Федерации комплектов товаров и наборов товаров, в состав которых входят фототовары, а также комплектов товаров и наборов товаров, включающих парфюмерную продукцию, без их маркировки средствами идентификации и не внесения в информационную систему мониторинга сведений о таких комплектах товаров и наборах товаров – до 1 октября 2022 г. Кроме этого, в отношении товаров легкой промышленности, товаров, в состав которых входят фототовары, а также комплектов товаров и наборов товаров, включающих парфюмерную продукцию, с 1 марта 2022 года допускается нанесение средства идентификации на потребительскую упаковку набора или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, без нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку товаров, входящих в состав этого набора, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, если потребительская упаковка набора, сформированного при производстве товаров, не может быть вскрыта без повреждения;

от 30 ноября 2021 г. № 2100 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 2099», расширившее перечень молочной продукции, на которую распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации
от 15 декабря 2020 г. № 2099 (сыров и мороженного – из кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 10.51 и 10.52 соответственно; молочной продукции со сроком хранения более 40 суток – из кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 10.51; молочной продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно) – из кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 10.51);

от 13 декабря 2021 г. № 2277 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 841», которым расширен перечень упакованной продукции (включен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 11.07.11.150 «Воды обработанные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ»);

от 28 декабря 2021 г. № 2520, которым внесены изменения в Правила обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Так, лицу, которому принадлежит исключительное право или предоставлено право использования товарного знака, предоставлено право доступа к информации о регистрации в системе «Честный ЗНАК» и вводе в оборот товаров, индивидуализированных этим товарным знаком, а именно о лице, которое осуществляет регистрацию в системе «Честный ЗНАК» или ввод в оборот соответствующего товара (в части наименования этого лица и его ИНН), о коде идентификации такого товара, его наименовании и количестве. Также закреплено, что лица, которые имели доступ к информации, содержащейся в системе «Честный ЗНАК», и допустили утрату этой информации, ее незаконное разглашение, распространение и (или) предоставление, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 августа 2021 № 2402-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р» расширен перечень продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов Российской Федерации, на которые не распространяется обязательная маркировка средствами идентификации.

В указанный перечень включены:

предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;

блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;

пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские, женские, для мальчиков или девочек;

белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

 

Наднациональное регулирование в данной сфере также включает ряд актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в том числе:

Решениями Совета Евразийской экономической комиссии
от 23 апреля 2021 г. № 43 «О введении маркировки алкогольной продукции средствами идентификации» и № 44 «О введении маркировки табачной (никотинсодержащей) продукции средствами идентификации» предусмотрено, что государства - члены ЕАЭС вводят маркировку алкогольной и табачной (никотинсодержащей) продукции в соответствии со своим законодательством без учета положений базовой модели;

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 29 октября 2021 г. № 113 «О введении маркировки упакованной воды средствами идентификации» утверждены требованиями к формату, составу и структуре сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств - членов Евразийского экономического союза и между компетентными (уполномоченными) органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией, сроки передачи таких сведений, а также закреплены характеристики средств идентификации, требования к составу и структуре содержащейся в них информации, порядок генерации и нанесения средства идентификации;

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 2 декабря 2021 г. № 138 «О внесении изменений в некоторые решения Совета Евразийской экономической комиссии по вопросам маркировки товаров средствами идентификации» изменяется порядок маркировки обувных товаров, товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых пневматических резиновых шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, а также отдельных видов молочной продукции. Для товаров, ввезенных из третьих стран, необходимо указывать сведения о документе, подтверждающем декларирование товара. Также установлен перечень сведений о документе, подтверждающем соответствие товара требованиям к качеству и (или) безопасности, и скорректированы требования к средствам идентификации товаров и их криптографической защите;

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 21 января 2022 г. № 2 «О реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза», предусмотрено, что реализация пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров (отдельных бытовых холодильников и морозильников, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС), ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, будет осуществляться с 1 июля 2022 г. по 31 марта 2023 г. Участниками пилотного проекта являются Евразийская экономическая комиссия, органы государственной власти государств-членов ЕАЭС, уполномоченные обеспечивать координацию реализации механизма прослеживаемости, сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости, органы государственной власти государств-членов, получившие доступ к сведениям, включенным в национальные системы прослеживаемости, лица государств-членов, осуществляющие оборот товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках пилотного проекта;

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 21 января 2022 г. № 3 «О Порядке включения и хранения в национальных системах прослеживаемости сведений о товарах, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза и подлежащих прослеживаемости» (начало действия документа с 13.03.2022) установлено, что сведения из деклараций на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также сопроводительных документов включаются в национальную систему прослеживаемости не позднее дня, следующего за днем даты выпуска товаров или составления сопроводительного документа. При этом сведения из национальных систем прослеживаемости других государств-членов включаются в национальную систему прослеживаемости государства-члена либо в систему государства-члена, предназначенную для хранения сведений из национальных систем прослеживаемости, не позднее 60 минут с момента их получения. Также установлен срок хранение сведений о товарах и операциях, связанных с их оборотом, в национальных системах прослеживаемости.

 

6. Иные нормативные правовые акты, относящиеся к установленной сфере деятельности Роспотребнадзора

 

Приказом Роспотребнадзора от 28 января 2021 г. № 11 утвержден Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (зарегистрирован Минюстом России 03.06.2021, регистрационный № 63788).

С 1 марта 2021 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований», которым в целях реализации части 3 статьи 10 Федерального закона
от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определен порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований. Реестр представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях, установивших их нормативных правовых актах, о сроке их действия, а также в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июня 2021 г. № 940 «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», изданным в развитие Федерального закона от 9 марта 2021 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Роспотребнадзор наделен правом давать заключения о необходимости (либо об отсутствии такой необходимости) рассмотрения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации ходатайства о предварительном согласовании сделок и (или) ходатайства о согласовании установления контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 4 мая 2021 г. № 704 «Об утверждении Правил уничтожения изъятых фальсифицированной винодельческой продукции, недоброкачественной винодельческой продукции, контрафактной винодельческой продукции», вступившему в силу с 1 марта 2022 г., изъятая винодельческая продукция подлежит уничтожению по решению суда. При этом владелец изъятой продукции по решению суда осуществляет ее уничтожение самостоятельно либо с привлечением специализированной организации, которая осуществляет уничтожение изъятой продукции и информация о которой размещена на официальном сайте Россельхознадзора либо ее территориальных органов.

Приказом Минпромторга России от 21 мая 2021 г. № 1865 «Об утверждении порядка маркирования продукции, соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2021, регистрационный № 64410) установлено, что при маркировании продукции используется Знак обращения, изображение и описание которого утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 696. Маркирование продукции Знаком обращения осуществляется на основании документа о подтверждении соответствия продукции (сертификата соответствия или декларации о соответствии). Место нанесения Знака обращения на продукцию, упаковку и сопроводительную документацию (техническую документацию) определяет изготовитель продукции или заявитель.

С 21 июня 2021 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. № 955 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 696», согласно которому продукция, соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании», до даты вступления в силу указанного постановления, выпускается в обращение при нанесении на нее маркировки продукции знаком соответствия до окончания сроков действия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии такой продукции. Обращение такой продукции допускается в течение срока годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июня 2021 г. № 935 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856» скорректирован порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений.