Правовая поддержка предпринимателей

«Назад

Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации, касающихся компетенции Роспотребнадзора.

Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации,

касающихся компетенции Роспотребнадзора.

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора и муниципального контроля»:

1.1. С июля 2015 года введена статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). В настоящее время  форма, продолжительность, периодичность проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности, который рассчитывается с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Правительством Российской Федерации утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, которыми предусмотрена возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

 

1.2. С июля 2016 года  введена статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, определены мероприятия, направленные на предупреждение нарушений:

1) размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы;

3) регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определен Правительством Российской Федерации.

 

1.3. С июля 2016 года введена статья 8.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в соответствии с которой к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий,

2) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

6) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Выявление нарушений при проведении указанных выше мероприятий по контролю, влечет применение в пределах компетенции мер по пресечению таких нарушений, а также подготовку мотивированного представления с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Кроме того,  в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

1.4. С июля  2016 года в статью 9 Организация и проведение плановой проверки введена обязанность использования  при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов) для отдельныхюридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

Приказом Роспотребнадзора  от 18.09.2017 №860 утверждены формы проверочных листов (списков основных контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания;

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях торговли;

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

 

1.5. С июля  2016 года в статью 10. Организация и проведение внеплановой проверки внесены изменения, в соответствии с которыми проведение внепланового надзорного мероприятия в случае обращения потребителей на нарушение их прав возможны только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Определена возможность проведения предварительной проверки поступившей информации:  запрашиваются дополнительные сведения и материалы (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

В случае выявления нарушений по результатам предварительной проверки у уполномоченного должностного лицо органа государственного контроля (надзора) имеется возможность  подготовки мотивированного представления о назначении внеплановой проверки При этом,  по результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

В случае выявления анонимности  обращения или заявления, явившихся поводом для организации проверки либо  установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, предварительная проверка, внеплановая проверка должны быть  прекращены.

1.6. С июля 2016 года статья 12. Выездная проверка дополнена новой частью 7.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

1.7. С июля 2016 года введена статья 16.1. Контрольная закупка, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям и проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

С 01.07.2014 года введены в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Статья 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»дополнена пунктом 5.1 следующего содержания:

«Предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае принятия заявления об обжаловании этого предписания к производству арбитражного суда исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу».

4. Веден в действие ряд новых санитарных правил.

4.1. Изменения № 1 в СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации».

4.2. СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами».

4.3. Изменения № 2 в СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации».

4.4. ГН 2.1.6.3306-15 «Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) О-изобутил-бета-n-диэтиламиноэтил-тиолового эфира метилфосфоновой кислоты (вещества типа Vx) в атмосферном воздухе населенных мест и в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия».

4.5. МР 2.6.1.0097-15 «Оптимизация радиационной защиты пациентов в интервенционной радиологии».

4.6. МР 2.6.1.0098-15 «Оценка радиационного риска у пациентов при проведении рентгенорадиологических исследований».

4.7. МР 3.5.1.0100-15 «Применение установок импульсного ультрафиолетового излучения сплошного спектра в медицинских организациях».

4.8. МР 2.6.1.0104-15 «Порядок заполнения и ведения региональных баз данных средних годовых эффективных доз облучения населения».

4.9. МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».

4.10. МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».

4.11. Изменение 1 к МУ 2.6.1.3015-12 «Организация и проведение индивидуального дозиметрического контроля. Персонал медицинских организаций».

4.12. Изменения к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

4.13. Изменения в ГН 2.2.6.2178-07 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны».

4.14. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4.15. МР 3.1.2.0105-15 «Серологические методы диагностики и мониторинга дифтерийной инфекции».

4.16. Изменение № 1 в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

4.17. МР 3.5.1.0109-16 «Дезинфекционный режим в медицинских организациях в целях профилактики лихорадки Зика».

4.18. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов».

4.19. МР 3.5.2.0112-16 «Организация и проведение мероприятий по борьбе с насекомыми на воздушных и водных транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки».

4.20. Изменения в СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».

4.21. Изменения № 1 в  СП 3.1.1.2521-09 «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации».

4.22. Изменения в СанПин 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ».

4.23. Изменения в  СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».

4.24. Изменения в СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

4.25. Изменения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

4.26. Изменения в СП 2.5.1335-03 «Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения».

4.27. Изменения в СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

4.28. Изменения в ГН 1.2.3111-13 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды».

4.29. ГН 2.2.5.3391-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) 1,3,5,7-тетранитро-1,3,5,7-тетрациклооктана (октогена) в воздухе рабочей зоны».

4.30. ГН 2.1.5.3392-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) тетраметилтетразена в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

4.31. ГН 2.2.5.3393-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) 1,1-диметилгидразина в воздухе рабочей зоны».

4.32. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (начало действия документа 01.01.2017).

4.33. СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания».

4.34. ГН 2.1.5.3396-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) аммония перхлората в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

4.35. ГН 2.2.5.3397-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) тетраметилтетразена (ТМТ) в воздухе рабочей зоны».

4.36. Изменения в ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

4.37. ГН 2.2.5.3399-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) аммония перхлората в воздухе рабочей зоны».

4.38. ГН 2.1.6.3400-16 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) аммония перхлората в воздухе населенных мест».

4.39. МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях».

4.40. Изменения № 1 в СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».