Общественный совет по вопросам малого и среднего предпринимательства при Управлении Роспотребнадзора по Курганской области

«Назад

Доклад по правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области за 9 месяцев 2018 года

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Курганской области

                                                               

 

 

 

ДОКЛАД

по правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области за 9 месяцев 2018 года

 

 

г. Курган, 2018 год

О реализации риск-ориентированного подхода

к контрольно-надзорной деятельности

 

Реализация риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности определяет новые подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий – ресурсы концентрируются на проверках с высоким потенциальным риском причинения вреда жизни и здоровью человека.

С вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в целях реализации риск-ориентированного подхода Управлением ведется Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, определены классы опасности для поднадзорных объектов.

В Реестре Управления Роспотребнадзора по Курганской области 6827 субъект и 15557 объектов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).

Структура объектов надзора по категориям риска по состоянию на 31.06.2018 года следующая: объектов чрезвычайно высокого риска – 531 (3,41%), высокого риска – 2820 (18,13%), значительного риска – 2562 (16,47%), среднего риска – 3798 (24,41%), умеренного риска – 5151 (33,11%), низкого риска – 695 (4,47%).

В связи с оптимизацией контрольно-надзорной деятельности, в рамках государственной политики снижения давления на бизнес наблюдается тенденция к снижению количества плановых проверок: в 2014 году проведено 1486 плановых проверок, а на 2018 год запланировано 571 проверка, снижение в 2,6 раза.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок на 2018 год проверки малого бизнеса не запланированы.

Структура плана проверок на 2018 год по видам деятельности следующая: 89,5% проверок – это проверки хозяйствующих субъектов в сфере образования, 1,2% - коммунальные и социальные объекты, 2,8% - проверки в сфере здравоохранения, 1,6% - промышленные предприятия. Остальные сферы деятельности (производство пищевых продуктов, общепит, иные виды деятельности) составляют 4,9%.

 

Организация государственного контроля (надзора)

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - Управление Роспотребнадзора по Курганской области. Подведомственной организацией, обеспечивающей деятельность Управления, является ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области».

Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Роспотребнадзор для осуществления возложенных на него функций имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

 

Проведение контрольно-надзорных мероприятий

 

За 9 месяцев 2018 года Управлением проведено 1594 контрольно-надзорных мероприятия и 170 административных расследований (за 9 месяцев 2017 года – 1629 проверок и 136 административных расследований).

Из общего количества проведенных проверок:

  • 97,7% - в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
  • 2,3% - по иным основаниям.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в установленные законодательством Российской Федерации сроки. Удельный вес выполнения ежегодного плана плановых проверок за 9 месяцев 2018 года составил 100%.

Всего за отчетный период проведено 467 плановых проверок, что на 25 проверок больше, чем в аналогичном периоде 2017 года.

В структуре всех проведенных проверок 71% пришлось на внеплановые проверки (1 полугодие 2017 года – 73%).

Основаниями для проведения внеплановых проверок стали:

  • поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 34,5% (за 9 месяцев 2017 г. – 43,6%);
  • проверка исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений – 56,3% (за 9 месяцев 2017 г. – 47,7%);
  • поступление информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 2,7% (за 9 месяцев 2017 г. – 1,2%);
  • нарушение прав потребителей – 3,2% (за 9 месяцев 2017 г. – 4,1%);
  • установление причинно-следственных связей формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней (эпид. расследования) – 3,2% (за 9 месяцев 2017 г. – 3,2%);
  • проверки, осуществляемые по требованию органов прокуратуры  – 0,1% (за 9 месяцев 2017 г. – 0,2%).

70,7% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых за 9 месяцев 2018 года проводились проверки, осуществляли свою деятельность с нарушениями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей (9 месяцев 2017 года – 72,6%).

За 9 месяцев 2018 года Управлением проведено 229 (9 месяцев 2017 года - 142) внезапных выездных внеплановых проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, при проведении которых не требуется уведомление о начале проверки, нарушения выявлены в 77% проверок.

В ходе всех проведенных проверок выявлено 9572 нарушения (9 месяцев 2017 года – 8304 нарушений), на одну проверку приходится в среднем 9 нарушений (9 месяцев 2017 года – 8 нарушений), на одну плановую проверку – в среднем 14 нарушений.

Управлением осуществлялся контроль за соблюдением технических регламентов, всего за 9 месяцев 2018 года проведено 788 проверок, что составило 49,4% от общего количества проведенных проверок.

В структуре всех проведенных проверок за соблюдением требований технических регламентов 44,3% приходится на плановые проверки (349 проверки).  В целом проверено 757 субъекта и 1063 объектов надзора.

Нарушения выявлены в 30,7% проведенных проверок. Управлением составлено 342 протокола, наложено 230 административных штрафов без конфискации на сумму 2731,8 тыс. рублей, 26 административных штрафов с конфискацией на сумму 70 тыс. рублей. Вынесено 109 предписаний об устранении выявленных нарушений.

 

Административная практика

Управления Роспотребнадзора по Курганской области

за 9 месяцев 2018 года

 

В связи с выявлением правонарушений должностными лицами Управления было составлено 2346 протоколов об административных правонарушениях.

Часть протоколов об административных правонарушениях (94 протоколов или 4%) была составлена по результатам проведенных административных расследований в рамках ст. 28.7 КоАП РФ. Удельный вес протоколов указанной категории в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился почти в 1,2 раза (за 9 месяцев 2017 года – 113  протоколов или 5,3%) в связи с уменьшением количества мероприятий, проводимых в рамках административных расследований.

В анализируемый период Управлением было применено 64 состава административных правонарушений (к компетенции Роспотребнадзора отнесено применение 105 составов).

Чаще всего дела об административных правонарушениях возбуждались в отношении должностных лиц (1224 или 52,2%), граждан (448 или 19,1%).

В отношении индивидуальных предпринимателей составлено 238 протоколов (10,1%), юридических лиц – 436 протоколов (18,6%).

Наибольшее количество протоколов было составлено по ст.6.7 КоАП РФ (445) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

За нарушение требований технических регламентов по ст.14.43 КоАП РФ составлено 337 протоколов об административном правонарушении.

По ст.6.3 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, составлено 295 протоколов.

Столько же дел было возбуждено за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения по ст.6.6 КоАП РФ.

За невыполнение в установленный срок предписаний об устранении выявленных нарушений составлено 177 протоколов по ст.19.5 КоАП РФ, в т.ч. 5 протоколов по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ по предписаниям об устранении нарушений требований технических регламентов.

В 127 случаях дела об административных правонарушениях возбуждались по ст.6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Кроме того, 110 дел об административных правонарушениях было возбуждено по ст.15.12 КоАП РФ за продажу товаров и продукции без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами Управления было вынесено 2139 постановлений о назначении административных наказаний, в т.ч.:

- 2017 постановлений (94.3% от общего количества постановлений о назначении административных наказаний) в виде административных штрафов;

- 122 постановления (5,7% от общего количества постановлений о назначении административных наказаний) в виде предупреждений.

Удельный вес случаев назначения административного наказания в виде предупреждения стабильно растет в связи с введением изменений в КоАП РФ, предусматривающих замену административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников (ст.ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Административный штраф при рассмотрении дел заменяется Управлением на предупреждение при наличии совокупности следующих условий (ст.ст.3.4, 4.1.1 КоАП РФ):

- дело об административном правонарушении возбуждено в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, а также их работника;

- административное правонарушение совершено впервые;

- если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, по которой квалифицировано правонарушение;

- при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имущественного ущерба.

  Административный штраф на предупреждение в рамках ст.4.1.1 КоАП РФ заменялся Управлением в 62 случаях.

Сумма штрафов, наложенных Управлением по результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях, составила 11 млн. 64 тыс. руб.

Для рассмотрения по подведомственности в арбитражные суды, суды общей юрисдикции, мировым судьям было направлено 486 дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых к компетенции Управления не отнесено или требует решения вопроса о назначении наказания, применение которого в полномочия Управления не входит (например, административный штраф с конфискацией предмета или орудия административного правонарушения, административное приостановление деятельности и т.п.).

По результатам рассмотрения судом вынесено 408 постановлений о назначении административных наказаний. При этом 43,6% назначенных судом административных наказаний составляли административные штрафы (178), 34,3% - административные штрафы с конфискацией предмета административного правонарушения (140).

Кроме того, судами назначались такие виды наказаний, как административное приостановление деятельности (38), предупреждение (49).

Общая сумма штрафов, назначенных судом, составила 2 млн. 136 тыс. руб.

Лицами, привлеченными, в т.ч. судом, к административной ответственности, в добровольном и принудительном порядке было уплачено в доход бюджета 11 млн. 691 тыс. руб. или 88,6% наложенных административных штрафов

В целях предупреждения совершения административных правонарушений, устранения причин и условий, способствовавших их совершению, Управлением применялась такая мера, как представление, вносимое по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам в рамках ст. 29.13 КоАП РФ.

Внесено 669 представлений, что составило 31,3% от общего количества дел, по которым назначались административные наказания. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года данная мера, направленная на профилактику административных правонарушений, стала применяться активнее, рост составил 11%.

Представления направлены в адрес соответствующих должностных лиц и организаций, исполнение находится на контроле, выявлено 3 факта неисполнения представлений, в связи с чем в отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.19.6 КоАП РФ, переданы для рассмотрения в суд.

 

Оказание государственных услуг

 Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

 

Во исполнение ст.8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»,  Управление Роспотребнадзора по Курганской области  с июля 2009 года осуществляет регистрацию уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Управлением для организации информирования населения об оказываемых государственных услугах, в том числе в электронном виде, используется официальный сайт Управления в сети «Интернет».

В разделе «Государственные услуги Управления Роспотребнадзора» размещена полная и актуальная информация по каждой государственной услуге:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления государственной услуги;

- перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;

- формы и образцы заполнения заявлений;

- сроки предоставления государственной услуги;

- контактные телефоны специалистов для получения квалифицированной консультации.

На сайте Управления создано специальное окно для заполнения электронных шаблонов уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности для проверки правильности их оформления.

Дополнительно, в целях повышения информирования хозяйствующих субъектов о преимуществах получения государственных услуг в электронном виде,через сайт Управления обеспечен доступ к сервисам Электронного правительства на официальный Портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru).

В целях привлечения более широкого круга предпринимателей к подаче уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, а также учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Курганской области, Управлением направлены письма в Департамент экономического развития Курганской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Курганской области, Курганскую Торгово-промышленную палату, Администрацию города Кургана, ГБУ Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ГУП «Бизнес-инкубатор» Курганской области. Дополнительно в указанные органы и организации направлен порядок подачи уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и график приема уведомлений. 

За период с 01.07.2009 по 30.09.2018 г.г.  Управлением Роспотребнадзора по Курганской области зарегистрировано 2962 уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе через ГБУ «МФЦ» - 153.  В текущем году (на 30.09.2018) зарегистрировано 189 уведомлений, в том числе ГБУ «МФЦ» - 57.