Летняя оздоровительная кампания 2014

«Назад

ПРОТОКОЛ селекторного совещания от 21 апреля 2014 года №3 "О ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2014 года"

ПРОТОКОЛ

 

селекторного совещания

 

от 21 апреля 2014 года                                                                     3 

                                                                                                                                                                                                                                        

О ходе подготовки к летней

оздоровительной кампании 2014 года

 

Председательствовала:

А.Ю.Попова – Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Присутствовали:

И.В.Брагина, Б.П.Кузькин, Г.Е.Иванов, Ю.В.Демина, С.И.Плаксин, Г.В.Яновская.

Приглашенные:

Руководители   управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, главные врачи ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте, руководители органов управлений здравоохранением субъектов Российской Федерации, органов управлений образованием в субъектах Российской Федерации.

 

I. О ходе подготовки субъектов Российской Федерации к летней оздоровительной кампании 2014 года

_________________________________________________________________

(А.Ю.Попова, В.А.Власов, А.Ю.Медюков, М.И.Касаткина, С.В.Рогутский, М.А.Бочарова, В.И.Пинтусов,Д.А.Почевалов, А.Ю.Попова)

 

В рамках совершенствования нормативных правовых актов санитарного законодательства, регламентирующих требования в сфере отдыха и оздоровления детей Роспотребнадзором разработаны и утверждены Минюстом России новые санитарные правила и нормы:

-         санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей» (зарегистрированы в Минюсте России 26.03.2014 № 31731), действуют на территории Российской Федерации с 13 апреля 2014 года;

-         санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» (зарегистрированы в Минюсте России 18.04.2014 № 32024), вступят в действие через десять дней после опубликования;

- СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (постановление от 14.05.13 г. № 25, зарегистрирован в Минюсте 29.05.13 г. № 28563), начало действия документа - 16.06.2013.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (от 03.10.2013 № ОГ-П8-228пр) Роспотребнадзором продолжается работа по обеспечению координации деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по реализации планов-заданий по подготовке детских оздоровительных лагерей к оздоровительной кампании 2014 года.

Удельный вес выполненных планов-заданий в настоящее время в целом по Российской Федерации составляет 56,3% (на аналогичный период 2013 года этот показатель составлял 51,6%).

По данным управлений Роспотребнадзора в летнюю оздоровительную кампанию 2014 года запланирована работа более 48 тысяч учреждений (48 054 учреждений), в которых планируется отдых и оздоровление более 5 млн. детей (5 394 591 ребенок). Снижение по сравнению с предыдущим годом составило: по количеству учреждений - 0,5%, по количеству детей - 2,5%.

В общее число оздоровительных учреждений, запланированных к работе в летний сезон 2014 года, вошли:

-    39 110 учреждений с дневным пребыванием (в 2013 г. -42 186 учреждений), в которых планируется отдых и оздоровление 2 960 792 ребенка (в 2013 г. - 3 078 594 ребенка);

-    2 483 загородных лагеря (в 2013 г. - 2 401 учреждение), в которых планируется отдых и оздоровление 1 565 789 детей (в 2013 г. - 1 431 781 ребенок);

-    1 973 палаточных лагеря (в 2013 г. - 1 615 учреждений) с охватом 208 136 детей (в 2013 г. - 158 144 ребенка);

-    3 698 лагерей труда и отдыха (в 2013 г. - 1 217 учреждений) с охватом 145 568 детей (в 2013 г. - 56 934 ребенка);

-    441 санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия (в 2013 г. - 383 учреждения) с охватом 336 630 детей (в 2013 г. - 267 291 ребенок);

-    349 детских санаториев, (в 2013 г. - 396 учреждений) с охватом 177 676 детей (в 2013 г. - 194 368 детей).

В двух субъектах Российской Федерации планируется ввод в эксплуатацию 3-х вновь построенных загородных стационарных оздоровительных учреждений:

-   два в Оренбургской области (детский образовательно-оздоровительный центр круглогодичного действия «Солнечная страна» на 140 мест и детский стационарный оздоровительный лагерь «Сокол» на 120 мест);

-один в Республике Северная Осетия (открытый спортивно-оздоровительный лагерь «Барс»).

С апреля 2014 ведется работа по оценке санитарно-эпидемиологической ситуации в оздоровительных учреждениях Крымского федерального округа.

По предварительным оперативным данным в ходе летней оздоровительной кампании 2014 года на Крымском полуострове планируется работа 688 учреждений отдыха и оздоровления, с общим охватом около 190 тысяч детей.

Показатели динамики выполненных за прошедший месяц мероприятий позволяют отметить, что в целом в субъектах Российской Федерации активизировалась работа по реализации плановых мероприятий подготовки учреждений к летней кампании 2014 года.

В территориальные органы Роспотребнадзора поступили уведомления о начале работы 35 297 лагерей (из 48 тыс.). Удельный вес оздоровительных учреждений, представивших уведомления о сроках начала приема детей составляет 73,5% (на аналогичный период 2013 года этот показатель составлял 50,9%).

Руководители и собственники 15% оздоровительных учреждений (Республика Дагестан, Пермский край, Курганская, Сахалинская, Челябинская, Кемеровская области, Забайкальский край), запланированных к работе в первую смену, не проинформировали управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о датах начала своей работы.

Из числа обследованных принято 751 учреждение. По 224 учреждениям решение будет принято после получения результатов лабораторных исследований.

Анализ данных подготовительного этапа свидетельствует о том, что технологическое оборудование для пищеблоков закуплено для 2 355 учреждений из 3 401 учреждения, включенных в планы-задания. Удельный вес выполненных мероприятий по закупке оборудования для пищеблоков составляет 69,2%.

Полностью закуплено оборудование для пищеблоков оздоровительных учреждений в 15 субъектах Российской Федерации (Рязанская, Ярославская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Пензенская, Самарская, Омская области, Республика Карелия, Ставропольский, Красноярский края и другие регионы).

Четвертая часть субъектов Российской Федерации (23 региона) имеют показатель удельного веса закупленного оборудовании не превышающий среднероссийский показатель (69,2%). В некоторых регионах Российской Федерации (Тамбовская, Свердловская области, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский, Приморский края) этот показатель в 2 – 3 раза ниже среднероссийского.

В 9-ти субъектах Российской Федерации полностью реализованы мероприятия по заключению договоров на поставку пищевых продуктов в летние лагеря (Тульская, Калининградская, Самарская области, г. Санкт-Петербург, Республики Марий Эл, Ингушетия, Дагестан и Северная Осетия, Ставропольский край).

 Из общего числа запланированных к заключению договоров (47 159 договоров) вопросы по поставке пищевых продуктов решены в 76,7% учреждений (на аналогичный период 2013 года этот показатель составлял 70,6%). В 6-ти субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Республики Тыва, Саха (Якутия), Сахалинская область, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа), показатели удельного веса, заключенных договоров на поставку пищевых продуктов ниже среднероссийского показателя (76,9%) в 1,5-2 раза.

Работа по заключению договоров на акарицидную обработку, в рамках выполнения подготовительных мероприятий к оздоровительному сезону, по-прежнему ведется с большим отставанием.

При подготовке к открытию оздоровительных учреждений в субъектах Российской Федерации проведена акарицидная обработка 304 га территории учреждений, из них:  в загородных – 210 га, в черте населенных пунктов – 94 га.

До начала летней оздоровительной кампании планируется заключить 17 272 договора на акарицидную обработку, из которых заключены только  61,0% договоров.

В 11 субъектах Российской Федерации удельный вес показателя заключенных договоров ниже среднероссийского показателя в 2-4 раза: Калужская, Смоленская области, Камчатский край и другие регионы.

К числу федеральных округов, в которых все регионы наиболее активно включились в эту работу, относятся Приволжский, Южный и Северо-Западный федеральные округа.

В 4-х регионах эти вопросы реализованы  менее чем на 50% (Карачаево-Черкесская Республика, Республики Тыва и Саха (Якутия) и Камчатский край).

По-прежнему медленно ведется работа по подготовке персонала летних оздоровительных учреждений.

Удельный вес должностных лиц, прошедших гигиеническое обучение и аттестацию, составил 51,1%.

В 13 субъектах Российской Федерации гигиеническое обучение и аттестацию ниже 30%, в том числе - Свердловская область – 3%, Сахалинская область – 4%, Республика Чувашия – 11%, Удмуртская Республика и Хабаровский край – по 22% и другие регионы. Активизировалась работа в Брянской, Челябинской областях, Республике Алтай, Камчатском крае.

Сохраняет свою актуальность проведение запланированных мероприятий по капитальному ремонту оздоровительных учреждений.

В динамике, за прошедший месяц, капитальные ремонты завершены только в 4-х лагерях в 4-х субъектах Российской Федерации, в том числе в Воронежской, Калужской, Астраханской областях и одно учреждение в Республике Крым.

По-прежнему остаются не завершенными капитальные ремонты 325 учреждений в 57 субъектах Российской Федерации.

За прошедший месяц отсутствует положительная динамика по проведению капитальных ремонтов в Свердловской области (37 учреждений) и других регионах.

Анализ санитарно-эпидемиологической ситуации в летних оздоровительных учреждениях и, прежде всего, с позиции ее ухудшения в отдельных учреждениях, отражает причины возникновения острых кишечных инфекций в летних оздоровительных учреждениях, к числу которых относятся: формальный подход ряда должностных лиц к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей; отсутствие достаточной подготовки и безответственность.

В летнюю оздоровительную компанию 2013 года было зарегистрировано 28 очагов инфекционных болезней с числом пострадавших 756 человек, в том числе 716 детей.

Негативная динамика показателей инфекционных и паразитарных болезней обозначает основные прогностические эпидемиологические проблемы сезона.

По данным оперативного еженедельного мониторинга на 18 апреля  2014 г. в 70-ти субъектах Российской Федерации в лечебно-профилактические организации обратились  5443 пострадавших от укусов клещей, в том числе  2053 ребенка, что более, чем в 2 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года  (в 2013 г. – 2020 обращений, в том числе 800 детей). На 18 апреля 2014 г. случаев заболевания клещевого вирусного энцефалита, и моноцитарногоэрлихиоза человека, не наблюдалось. Вместе с тем,  зарегистрировано 57случаев заболевания иксодовым клещевым борреллиозом - в Липецкой, Московской, Воронежской, Курской, Тульской, Калининградской (30 сл.), Иркутской областях, республиках Коми, Хакасия и Алтай, что также больше цифр предыдущего года.

В течение последних 10-ти лет показатели заболеваемости сальмонеллезом сохраняются на стабильно высоких цифрах (около 50 тысяч случаев ежегодно). В структуре группы кишечных инфекций сальмонеллез составляет около 7%. Болеет, преимущественно, городское население (около 80%, в 2013 году – 85,7%), что связано с возрастающей централизацией и интенсификацией производства продуктов питания, расширением производства различных полуфабрикатов и готовых блюд, реализуемых через торговую сеть,  развитием сети общественного питания и т.д. Эпидемиологическое неблагополучие по сальмонеллезам в последние годы наблюдается в  36-40 регионах Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного федеральных округов.  В течение марта-апреля текущего года уже зарегистрировано несколько крупных очагов этой инфекции (Ставропольский край, Калининградская область и другие регионы).Большинство вспышек сальмонеллезов связаны с потреблением продукции птицеводства, в первую очередь с яйцом. Среди вспышек сальмонеллезов преобладают вспышки, вызванные S.Enteritidis. Впервые в нашей стране зарегистрирована вспышка, вызванная S.Choleraesuisvar.Kunzendorf(Кемеровская область).

Продолжает нарастать число случаев сальмонеллезов, связанных с S.Infantis, которая достаточно часто выделяется  из  объектов окружающей среды, в том числе из воды открытых источников водоснабжения и из сточных вод.Это свидетельствует о формировании новых резервуаров возбудителя в природе, что требует осуществления комплекса исследований, направленных на выявление возможных источников инфекции не имеющих большого значения в предыдущие годы.

Отдельную проблему составляет корь, что определяет приоритетность оптимизации эпидемиологического надзора за этой инфекцией и совершенствования санитарно-противоэпидемических (профилактических) при формировании новых коллективов  и перевозки организованных групп детей  в период летней оздоровительной компании, которые могут существенно осложнить обстановку и привести к формированию дополнительных очагов  инфекции.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в 2014 году и выполнения поручения Правительства Российской Федерации(от 03.10.2013 № ОГ-П8-228пр) необходимо:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Свердловской области в срок до 25.04.2014 в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представить информацию о проведении капитальных ремонтов и закупки  оборудования на пищеблоках летних оздоровительных учреждений.

1.2. Смоленской области, Камчатского края принять меры, обеспечивающие оперативное проведение конкурсных процедур по заключению договоров на акарицидную обработку территорий оздоровительных учреждений, территорий, прилегающих к оздоровительным учреждениям и планируемых маршрутов походов, экскурсий. О результатах проинформировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека срок до 01.05.2014.

1.3. Карачаево-Черкесской Республики, Республики Тыва, Республики Саха (Якутия), Камчатского край принять меры, обеспечивающие оперативное проведение конкурсных процедур по заключению договоров на дератизационную обработку территорий оздоровительных учреждений. О результатах проинформировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека срок до 01.05.2014.

1.4. Калужской области 21.04.2014 представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека объяснения о низком уровне проведения работы по заключению договоров на акарицидную обработку территорий лагерей и о планируемых мероприятиях по исправлению ситуации.

1.5. Забайкальскому краю в срок до 25.04.2014 в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представить информацию о решении вопроса по закупке  оборудования на пищеблоках и акарицидную обработку территорий летних оздоровительных учреждений.

1.6. Тамбовской области в срок до 25.04.2014 представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека актуализированную информацию по закупкам оборудования на пищеблоках летних оздоровительных учреждений.

1.7. Чувашской Республике представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информацию по заключенным договорам на акарицидную обработку  в срок до 30.04.2014.

2. Учредителям загородных оздоровительных учреждений и  оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей проинформировать территориальные управления Роспотребнадзора сроках начала работы в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

3. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Направить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности рассмотреть на очередных заседаниях межведомственных комиссий по организации детского отдыха и оздоровления вопросы выполнения планов с заслушиванием ответственных должностных лиц:

- по капитальным и косметическим ремонтам оздоровительных учреждений;

- по заключению и выполнению договоров по акарицидной и дератизационной обработке территорий оздоровительных учреждений.

3.2. Исключить срыв планов (графиков) обследования и приемки оздоровительных учреждений и с учетом климатических особенностей завершить приемку учреждений в апреле – мае 2014 года. 20 мая 2014 года представить информацию о количестве обследованных и принятых лагерей, запланированных к работе в 1-ю смену.

3.3. В ходе обследования загородных учреждений обратить внимание на готовность рекреационных зон и на содержание пляжных территорий.

3.4. Усилить контроль за представлением учредителям загородных оздоровительных учреждений и  оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей информации о сроках начала работы лагерей в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

3.5. Взять на строгий контроль организацию акарицидных и дератизационных мероприятий.

3.6. Организовать обучение медицинского персонала по вопросам своевременного выявления, диагностики и профилактики актуальных инфекций.

3.7. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

- обеспечить готовность медицинских организаций к приему инфекционных больных, наличие необходимого запаса лекарственных средств, дезинфектантов и оборудования;

- принять дополнительные меры по обеспечению лабораторной диагностики возбудителей инфекционных болезней, протекающих с диарейным синдромом.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Республике Дагестан (Омариева Э.Я.), по Пермскому краю (Сбоев А.С.), по Курганской области (Хохлов Г.Т.), по Сахалинской области (Дарижапов Б.Б.), по Челябинской области (Семенов А.И.), по Кемеровской области (Окс Е.И.), по Забайкальскому краю (Пинтусов В.И.):

- потребовать от учредителей загородных оздоровительных учреждений и оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей представление информации об открытии учреждений;

- провести административные расследования в отношении учредителей (собственников) оздоровительных учреждений, нарушивших требования санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и назначить административное наказание;

- о результатах доложить 20.05.2014.

5. Федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

5.1. Активизировать работу по своевременному проведению лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений и качественной гигиенической подготовке и аттестации декретированного контингента.

5.2. Исключить случаи взимания платы за гигиеническую подготовку и аттестацию декретированного контингента.

5.3. Обеспечить контроль эффективности противоклещевых обработок с установленной периодичностью.

 

 

 

 

Руководитель                                                                                    А.Ю.Попова