Летняя оздоровительная кампания 2014

«Назад

ПРОТОКОЛ селекторного совещания от 12 марта 2014 года № 2 "О ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2014 года"

ПРОТОКОЛ

 

селекторного совещания

         от 12 марта 2014 года                                                                     2                                                                                                                                                                                                                                          

 

О ходе подготовки к летней

оздоровительной кампании 2014 года

 

 

Председательствовала:
А.Ю.Попова – Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Присутствовали:

И.В.Брагина, Б.П.Кузькин, А.А.Горский, О.В.Прусаков, Г.Е.Иванов, А.А.Мельникова, Г.В.Яновская, Э.И.Носова.

 

Приглашенные:

Руководители   управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, главные врачи ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте, руководители органов управлений здравоохранением субъектов Российской Федерации, органов управлений образованием в субъектах Российской Федерации.

 

I. О ходе подготовки субъектов Российской Федерации к летней оздоровительной кампании 2014 года

_________________________________________________________________

(А.Ю.Попова,Д.А.Почевалов, М.И.Касаткина, О.А.Кузнечевских, О.Н.Мосолов, А.Ю.Попова)

 

      Основные направления деятельности органов исполнительной власти по организации отдыха и оздоровления детей в 2014 году определены в           послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации, в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, где поставлены задачи:

- формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;

- разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере;

- обеспечение доступности отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

Правительством Российской Федерации (от 03.10.2013 № ОГ-П8-228пр) Роспотребнадзору дано прямое поручение по обеспечениюкоординации деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по формированию планов-заданий по подготовке детских оздоровительных лагерей к оздоровительной кампании 2014 года.

По предварительным данным управлений Роспотребнадзора на 10 марта 2014 года в летнюю оздоровительную кампанию 2014 года запланирована работа более 47 тысяч учреждений (47 068 учреждений), в которых планируется отдых и оздоровление более 5 млн. детей (5 130 875 детей).

В число оздоровительных учреждений, запланированных к работе в летний сезон 2013 года,  вошли:

- 38 451 учреждение с дневным пребыванием(в 2013 г. – 42 186 учреждений), в которых планируется отдых и оздоровление 2 883 738детей(в 2013 г. – 3 078 594 ребенка);

- 2 425 загородных лагерей(в 2013 г. – 2 401учреждение), в которых планируется отдых и оздоровление  1 406 476 детей (в 2013 г. – 1 431 781 ребенок);

- 1 941 палаточный лагерь(в 2013 г. – 1 615 учреждений) с охватом 208 100 детей(в 2013 г. –158 144 ребенка);

- 98 лагерей труда и отдыха(в 2012 г. – 1 217 учреждений) с охватом12 813 детей(в 2013 г. – 56 934 ребенка);

- 323 санаторных оздоровительных лагеря круглогодичного действия(в 2013 г. – 383 учреждения) с охватом  90 613 детей (в 2013 г. – 267 291 ребенок);

- 321 детский санаторий, (в 2013 г. – 396 учреждений) с охватом 158 728 детей(в 2013 г. – 194 368 детей).

В 1-ую смену запланирована работа 38 289 учреждений.

В 2013-2014 году в Российской Федерации число детей школьного возраста составляет около 13 млн., из которых летним отдыхом будут охвачено только около 40% (38,5%), что соответствует показателям прошлого года (2012 год – 39,8%; 2013 год – 40,1%; 2014 год – 40%).

Ежегодно востребованным остается отдых и оздоровление детей в Краснодарском крае. Общее количество отдохнувших в детских здравницах Краснодарского края детей из других регионов в 2013 году составило 180 тыс.человек, в 2012г.- 182 тыс. человек. В этом году ожидается отдых детей на уровне 2013 года.

В период летней оздоровительной кампании 2013 года в детских здравницах Краснодарского края отдыхали дети из 67 регионов РФ. Наибольшее количество организованных групп детей прибывают в детские оздоровительные учреждения края из Московской, Ростовской, Ленинградской областей и др.

В большинстве субъектов Российской Федерации были приняты и реализуются в настоящее время региональные программы по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, а также программы по развитию и укреплению материально-технической базы детских оздоровительных учреждений. 

При этом только в Волгоградскойобласти до сих пор не принята долгосрочная целевая программа по организации и развитию летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, направленная на развитие загородного оздоровления, сохранение существующих лагерей, развитие и укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, несмотря на поручение Президента Российской Федерации.

На 06.03.2014 направили в Роспотребнадзор уведомления о начале работы только 12 674 лагеря (из 47 тыс.). Удельный вес оздоровительных учреждений, представивших уведомления о сроках начала приема детей составляет 27,0%.

Основные проверки в отношении детских лагерей будут проведены в соответствии со сроками их готовности, указанными в уведомлениях (заявлениях), а также с согласованными сроками выполнения мероприятий планов – заданий и предписаний (не позднее, чем за 2 недели до открытия лагеря). 

Во исполнение поручения  Правительства Российской Федерации (от 28.02.2014 № ОГ-П12-1435)  Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подготовлен приказ от 06.03.2014 № 157 «О проведении внеплановых проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2014 года», в соответствии с которым необходимо организовать работу планированию и проведению внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области организации отдыха и оздоровления детей, оказания услуг общественного питания, по производству и реализации пищевых продуктов, услуг по перевозке организованных групп детей, проверка которых не предусмотрена сводным планом проведения плановых проверок на 2014 год.

По итогам оздоровительной кампании 2013 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации были направлены предложения по формированию планов-заданий по подготовке оздоровительных лагерей к оздоровительной кампании 2014 года и разработке комплекса профилактических мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие в детских оздоровительных учреждениях.

В рамках приоритетных профилактических мероприятий рекомендовано обратить особое внимание:

- на совершенствование материально-технического состояния оздоровительных учреждений;

- на необходимость внесения в региональные и муниципальные программы мероприятий, направленных на приоритетное развитие и совершенствование  стационарных учреждений, обеспечивающих эффективный уровень оздоровления детей;

- на меры, направленные на развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в регионе;

- на принятие дополнительных мер по совершенствованию организации питания детей в оздоровительных учреждениях;

- на своевременное размещение заказов на поставку пищевых продуктов в части организации отдыха и оздоровления детей и формированию реестра поставщиков продуктов и организаторов питания, а также своевременное формирование списков сотрудников лагерей, подлежащих гигиенической подготовке и аттестации.

В настоящее время в загородных оздоровительных учреждениях ведется активная подготовка к работе в сезон 2014 года в соответствии с выданными планами-заданиями и предписаниями. Сроки исполнения предписаний установлены в основном на апрель-май 2014 года, за исключением сроков исполнения, установленных и проверенных в ходе работы учреждений в сезон 2013 года.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации подготовка летних оздоровительных учреждений осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с планами, включающими вопросы материально-технического обеспечения, укомплектования кадрами, подготовки документов для проведения необходимых конкурсных процедур.  

Результаты мониторинга за реализацией мероприятий сформированных планов-заданий свидетельствуют о том, что в субъектах Российской Федерации составлено около 30 000 планов-заданий, в которые включено около 200 000   мероприятий.

По данным оперативного мониторинга удельный вес выполненных планов-заданий в настоящее время в целом по Российской Федерации составляет 29%.

Анализ выполненных мероприятий позволяет отметить, что на 11.03.2014:

1. Необходимо закупить технологическое оборудование для пищеблоков в 3 257 учреждений. При этом на сегодняшний день оборудование закуплено только в 1 473 учреждения.

Полностью закуплено оборудование для пищеблоков оздоровительных учреждений только в Республике Карелия.

Удельный вес регионов с высокими показателями выполнения плановых мероприятий по закупке оборудования (не менее 70-85%), составляет всего 19,2%.

При этом, 10 субъектов Российской Федерации (Тверская, Вологодская, Магаданская, Сахалинская области, Республика Тыва и другие регионы) к закупкам оборудования еще не приступали.

2. Необходимо заключить 45 125 договоров на поставку пищевых продуктов летние лагеря. Удельный вес заключенных договоров на поставку пищевых продуктов реализован на 57,2%.

Полностью реализованы мероприятия по заключению договоров в четырех субъектах Российской Федерации (Тульская, Калининградская области, Республики Дагестан и Северная Осетия).

Нулевые показатели, заключенных договоров на поставку пищевых продуктов в 4-х субъектах Российской Федерации (Ненецкий АО, Республики Калмыкия, Тыва, Хакасия и Камчатский край) свидетельствуют о том, что работа по организации питания детей в оздоровительных учреждениях еще не началась.

3. На акарицидную обработку необходимо заключить 16 863 договора, из которых заключены только 33,8%.Следует обратить внимание, что и по этому направлению выполнения подготовительных мероприятий к оздоровительному сезону работа ведется с большим отставанием.

На аналогичный период 2013 года удельный вес заключенных договоров был в 1,5 раза выше нынешнего показателя и составлял более 50%. 22 субъекта Российской Федерации (Калужская, Смоленская, Амурская области, Алтайский, Камчатский края и другие регионы) не имеют в своем активе договора на проведение противоклещевых обработок территорий оздоровительных учреждений и прилегающих к ним территории.

Среди федеральных округов только в Приволжском федеральном округе все регионы включились в эту работу.

4. На проведение дератизационных мероприятий необходимо заключить 34 562 договора. Удельный вес заключенных договоров реализован на 68,1%.

Наиболее полно работа проведена в Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Тюменской, Курганской, Свердловской, Кировской Нижегородской, Пензенской областях, Краснодарском крае, Чувашской Республике и др.

В связи с последствиями наводнения 2013 года в регионах, пострадавших от наводнения в весенне-летний период текущего года прогнозируется существенный рост численности грызунов и клещей. С целью профилактики природно-очаговых инфекций необходимо усилить работу по заключению договоров на аккарицидную обработку и дератизационные мероприятия территорий размещения оздоровительных учреждений.

В Приморском крае - в связи с малым количеством осадков выпавших в зимний период времени с 24 февраля т.г. на территории восьми муниципальных образований края решениями КЧС введен особый противопожарный режим. Лесные пожары регистрируются на территории лесного фонда, где не располагаются детские оздоровительные учреждения. Данную ситуацию необходимо учесть при подготовке к летней оздоровительной кампании 2014 года.

5. Гигиеническое обучение и аттестацию прошли 27,6% должностных лиц, запланированных к работе в оздоровительных учреждениях.

Работа по подготовке персонала ведется медленно. Показатель гигиенически обученного и аттестованного персонала на 13,0% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

Доля субъектов Российской Федерации, в которых ни одно должностное лицо не аттестовано по программе подготовки персонала оздоровительных учреждений, составляет 15,9% (13 регионов, в том числе: Брянская, Ульяновская, Челябинская области, Республика Алтай, Камчатский край и другие регионы).

В 2012-2013 годахв Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения (Федеральный закон от05.06.2012 № 52-ФЗ действует с 18.06.2012, Федеральный закон от 23.07.2013 № 196-ФЗ - действует с 01.09.2013) в части ужесточения ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения:

- увеличены более, чем в 2 раза размеры административного штрафа по ст.6.7 (с 2-3 тыс. рублей на должностное лицо до 7 тыс. рублей и с 20-30 тыс. рублей до 70 тыс. – на юридическое лицо);

- введена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения.

Так, если в 2012 году за выявленные нарушения санитарного законодательства было наложено около 30 тыс. штрафов на сумму более 64 млн. рублей, то в 2013 году - более 31 тыс. штрафов на сумму более 88 млн. рублей.

За невыполнение санитарно-эпидемиологических требований от работы было отстранено 1 337 сотрудников учреждений отдыха и оздоровления детей (в 2010 году – 768 человек).

Следует отметить, что число выявленных нарушений в учреждениях отдыха и оздоровления для детей не уменьшается.

Так, если в 2012 году при проведении проверок было обследовано 34 133 объекта и число выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований составило 70 964, то в 2013 году было обследовано 29 856 объектов и выявлено 74 871 нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Факты выявленных нарушений в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков связаны с организацией питания, что подтверждается результатами лабораторных исследований.

При этом, порядка 80% выявленных нарушений носили устранимый характер (нарушение товарного соседства и условий хранения продуктов, неудовлетворительное санитарное состояние прилегающих территорий и др.)

Необходимо отметить, что уже в ходе проведения проверок, значительная часть таких нарушений были оперативно устранены.

Формальный подход ряда должностных лиц всех уровней к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей, отсутствие достаточной подготовки, а порой откровенная безответственность являются катализатором возникновения острых кишечных инфекций в летних оздоровительных учреждениях.

С 2009 года наметилась негативная тенденция по увеличению числа вспышек в летних оздоровительных учреждениях.

В большинстве летних оздоровительных учреждений реализация механизма передачи инфекции происходила пищевым путем.

Причинами возникновения очагов инфекционных заболеваний явились грубые нарушения санитарного законодательства по содержанию пищеблоков, технологии приготовления блюд, соблюдению требований личной гигиены, ненадлежащий входной контроль качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование в питании детей продовольственного сырья с истекшим сроком годности и с нарушением условий транспортировки и хранения, нарушения технологического режима обработки продовольственного сырья, несоблюдение требований к обработке и использованию кухонного инвентаря, неисполнение работниками пищеблока правил личной гигиены.

При этом, 100% персонала перед началом работы в летних оздоровительных учреждениях проходят гигиеническую подготовку.

Кроме того, результаты мониторинга за ходом летней оздоровительной кампании свидетельствуют о том, что в регионах не удается до конца решить вопросы укомплектования детских летних оздоровительных учреждений кадрами.

Особенно остро стоит вопрос с медицинскими работниками, работающими в оздоровительном учреждении в течение всего оздоровительного сезона на постоянной основе. Как правило, большинство медицинских работников привлекаются на 1-2 смены.

В то же время, сохраняется практика замены медицинских работников в ходе оздоровительных смен, привлекается медицинский персонал зачастую не имеющий опыта работы в летнем оздоровительном учреждении, в результате чего исключается преемственность и снижается качество медицинского контроля, в первую очередь по вопросам организации питания детей.

Особое внимание обращено на организацию мероприятий по перевозке организованных группы детей, в том числе автобусами, которая должна осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами».

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в оздоровительных учреждениях, повышения качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и выполнения поручения   Правительства Российской Федерации  необходимо:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры:

- по своевременной реализации планов-заданий, направленных на улучшение материально-технического состояния оздоровительных лагерей и своевременную их подготовку к летнему оздоровительному сезону;

- по обеспечению пищеблоков и медицинских блоков, необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом;

- по своевременному заключению договоров на поставку пищевых продуктов и проведение акарицидных обработок оздоровительных учреждений и определению площадей противоклещевых обработок в регионах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом.

2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения,  принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного персонала детских оздоровительных учреждений.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть на очередных заседаниях межведомственных комиссий по организации детского отдыха и оздоровления вопросы по уточнению объемов финансирования ремонтных работ оздоровительных учреждений, внести необходимые корректировки в планы-задания с уточнением сроков выполнения  мероприятий в полном объеме.

3.2. Провести проверки готовности летних оздоровительных учреждений (с учетом климатических особенностей) в апреле - начале мая и обеспечить выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

3.3. Рекомендовать руководителям организаций, имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:

- принять меры по обеспечению детей качественными и безопасными продуктами питания;

- провести мероприятия по дератизации и дезинсекции (акарицидной обработке) во всех оздоровительных учреждениях перед их открытием в соответствии с требованиями законодательства;

- продолжить подготовительную работу поукомплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях, прошедших предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку.

3.4. Организовать в течение эпидсезона 2014 года проведение комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекций,  передающимися клещами, с этой целью:

- инициировать корректировку объемов финансовых средств, выделяемых на акарицидные обработки в 2014 году;

- обеспечить контроль за своевременным заключением договоров и эффективностью проведения акарицидных обработок в субъектах Российской Федерации. Шире использовать меры административного воздействия к руководителям организаций и учреждений, индивидуальным предпринимателям и частным лицам за невыполнение мероприятий, направленных на предупреждение  возникновения заболеваний, передающихся клещами.

4. Руководителю Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (Каськов Ю.Н.) организовать работу по обеспечению контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием пассажирских составов, планируемых к перевозке организованных детских групп к месту отдыха и обратно.

5. Главным врачам Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений в полном объеме.

6.Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерациии по железнодорожному транспорту информацию о ходе выполнения мероприятий по подготовке оздоровительных учреждений к работе в летнюю кампанию 2014 года представить 18 апреля 2014 года.

 

II. Об актуальных вопросах, связанных с обеспечением защиты прав потребителей  услуг мобильной связи и повышением уровня их правовой информированности, в связи с предстоящим Всемирным днем защиты прав потребителей, отмечаемым 15 марта 2014 года под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи»

________________________________________________________________

(А.Ю.Попова)

 

15 марта 2014 года будет проводиться Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи».

Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года.

На сегодняшний день услуги связи занимают прочное место в структуре ежедневного потребления, наравне с продуктами питания, предметами первой необходимости, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами.

Сфера связи является многоплановой и динамичной – практически любое удачное техническое решение в данной области мгновенно реализуется и находит своего потребителя.

Актуальность освещения настоящей темы Всемирного дня защиты прав потребителей очевидна, в свою очередь, в связи с приоритетами в деятельности Роспотребнадзора по защите прав потребителей услуг связи в течение последних двух лет.

В целях подготовки и проведения Всемирного дня защиты прав потребителей Роспотребнадзором утвержден соответствующий План мероприятий Федеральной службы, предусматривающий проведение различных публично-просветительских и иных акций, в том числе совместно с общественными потребительскими организациями, направленных на максимальное освещение данного вопроса.

В целях подготовки и проведения Всемирного дня защиты прав потребителей необходимо:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

1.1. Обеспечить выполнение всех мероприятий, предусмотренных Планом.

1.2. Обеспечить своевременное представление информации о проделанной работе в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в срок до 1 апреля 2014 года.

 

 

 

 

Врио руководителя                                                                             А.Ю.Попова